Безусловная любовь: развестись с мужем и остаться с ним в бизнесе
Директор по развитию Perelman People Евгения Левшицкая о том, зачем сохранила деловые отношения с бывшим мужем и ресторатором Владимиром Перельманом.
С Владимиром, своим первым мужем, я познакомилась, когда мне было 19, а ему 23. Он москвич, из интеллигентной музыкальной семьи, но всегда был предприимчивым и придумывал разные бизнес-идеи. Я же приехала из Орловской области, поступила на социолога, работала в гостиничном бизнесе и жила в общежитии. Возможно, это обстоятельство и ранний уход из жизни отца и матери повлияли на то, что я привыкла самостоятельно обеспечивать себя с юных лет.
Сначала Перельман занимался поставками кальянов в клубы и рестораны, а я ему помогала. Потом его назначили управляющим в «Барбара бар», а я отвечала за все остальное — от менеджмента до встречи гостей и даже писала картины для оформления зала. Заведение быстро стало популярным и прибыльным, и нам захотелось сделать собственный проект.
С первым инвестором нас познакомил друг. И в 2012 году появилось первое заведение группы Perelman People — семейное кафе I Like Bar на Шаболовке. Проект стоимостью $1 млн окупился менее чем за год, и к нам уже сами стали приходить инвесторы с предложениями об открытии новых ресторанов. Сейчас семь ресторанов группы рассчитаны в общей сложности на 800–1300 мест в зависимости от сезона.
Спустя два года мы открыли второй наш ресторан — I Like Wine на Покровке. Стояло жаркое лето 2014-го, я была беременна и сама вешала вывеску на здание. Идея I Like Wine была в том, чтобы на-учить людей разбираться в вине. Мы специально подбирали поставщиков редких вин с маленькими квотами на Россию, при этом искали виноделов с интересными историями — один из них, к примеру, бывший серфер, у другого какие-то особые этикетки. Концепция I Like Wine так понравилась гостям, что нам стали предлагать открыть второй ресторан — в Тель-Авиве, например. Но в то время мы практически не зарабатывали — вино после кризиса 2014 года сразу стало очень дорогим, резко поднять ценник мы не могли себе позволить, продавать плохое вино — естественно, тоже. Стало понятно, что нужно что-то предпринимать.
Мы решили сформировать ассортимент вин, которые будут импортироваться специально для наших ресторанов. Причем ассортимент разнообразный: от всем понятных вин а-ля просекко, совиньон блан или мерло с юга Франции до не самых очевидных, например, лаурейро из одноименного сорта с севера Португалии или очень популярного в ресторанах вина гри де гри из небольшого апелласьона Камарг во Франции. Для гостей эти вина стоят по 2000–2500 рублей за бутылку — цена, приемлемая для всех. Плюс к тому есть просекко розе и брют под нашим собственным брендом Pearlman, его производит известная семейная винодельня Corvezzo в регионе Венето.
Наши первые три ресторана строила бригада строителей--иммигрантов. Было тяжело, многие вещи в оформлении приходилось доделывать самим. Когда же мы запускали четвертый ресторан, I Like Wine на ул. Тимура Фрунзе, то решили, что пора обзавестись собственным дизайн-бюро. Издержки на реализацию наших идей сразу снизились в несколько раз, а в некоторых случаях — и на порядок: мебель, которая у сторонних дизайнеров раньше обходилась в 2 млн рублей, мы сами делаем за 800 000 рублей. Теперь мы сами производим все для своих ресторанов через I Like Design — от деревянной посуды до металлических барных стоек и столешниц из микробетона.
Во всех ресторанах Перельману принадлежит доля 30%. Есть постоянный партнер, у которого тоже по 30%, — казахский бизнесмен из сферы недвижимости, владельцы оставшихся долей меняются в зависимости от ресторана. Кредиты на развитие бизнеса мы не берем — страшно. Финансируем все только за счет прибыли и средств инвесторов. А к примеру, I Like Kids (производство детской мебели) развивается только за счет моих собственных инвестиций и вложений моего второго мужа.
Еще на этапе запуска первого ресторана у Перельмана появилась другая девушка. Сотрудники это знали и какое-то время оберегали меня от этих новостей — у нас в компании вообще очень семейная атмосфера. Но когда всё выяснилось, истерики у меня не было. Мы развелись, и я решила работать и общаться, как прежде. Мне хорошо знакомо выражение — «безусловная любовь».
Всем супругам, связанным совместным бизнесом, я советую с самого начала найти посредника. Не юриста или адвоката, а сотрудника, с которым будет делиться ответственность за бизнес-решения. Муж не должен напрямую решать серьезные деловые вопросы с женой.
В Perelman People генеральный директор — женщина, имеющая опыт в ресторанном бизнесе с начала 1990-х. Все важные вещи, такие как фирменный стиль нового ресторана, концепция, маркетинговый план, план развития, даже закупки текстиля или вывеска для нового заведения, я обсуждаю прежде всего с Соней Борисовной. Финальное решение все равно принимает Перельман, но мне легче согласовывать свою идею с ним, если я не одна, а за мной стоит коалиция. Мой второй муж, кстати, — руководитель I Like Design Илья Левшицкий, и с ним по рабочим вопросам я взаимодействую так же. Письменные коммуникации по бизнесу тоже помогают выстраивать ровный тон.
Очень важно уметь признавать свои ошибки. Это позволяет нам всем сохранять не только деловые, но и дружеские отношения. И не предавать друг друга ни при каких обстоятельствах, мои мужья — первый и второй — знают, что со мной можно пойти в разведку.
В конечном счете мы работаем вместе с Перельманом не потому, что я была его женой, а потому, что я хороший сотрудник, и мы оба это знаем. Да, у меня нет доли в бизнесе, я работаю за зарплату, зато он — звезда. Но эту звезду из него кто-то сделал.