Послушный ребенок – несчастный ребенок? Что на самом деле означают детские капризы и истерики
Как сильно мы любим своих детей и как сильно порой на них сердимся! Ведь нам, постоянно куда-то спешащим и тревожным взрослым, так хочется дать команду ребенку и незамедлительно увидеть ее исполнение. И мы сами порой не замечаем, насколько абсурдными и нелепыми бывают наши требования — «Не шатай ногами», «Ешь молча», «Не пачкай штаны на улице». Абсурдность осознается только тогда, когда мы вспоминаем — перед нами не кукла, а личность. Живой человек, в которого здесь и сейчас мы закладываем основы его мировосприятия, его поступков и достижений в будущей жизни. Именно сейчас. И другого шанса у нас не будет.
Непослушные дети — одна из самых обсуждаемых тем на родительских форумах. И самое печальное во всех этих обсуждениях то, что чаще всего задается вопрос «Как заставить ребенка слушаться?», и намного реже — «Почему ребенок не слушается?».
Непослушание – лишь вершина айсберга
Когда нам обидно или страшно и мы не можем справиться с этими чувствами, мы закрываемся от их источника или наоборот, проявляем внешнюю агрессию, опережая этот страшный для нас импульс. Так разрастается айсберг — айсберг гнева, злости или ярости. Все наши внешние реакции и проявления всего лишь его верхушка. Все самое важное и настоящее скрывается под водой — целая гамма таких эмоций, как беспомощность, сожаление, страх, обида... И порой даже десятки лет нашего жизненного опыта не помогают нам разобрать эту огромную глыбу. А как быть нашим детям, маленьким, чутким, с полной силой переживающим все свои эмоции?
Далеко не всегда непослушание ребенка можно объяснить сложным характером. Гораздо чаще — это крик о помощи, невысказанная обида, страх или способ привлечения внимания. Если нырнуть под воду и увидеть основу этого айсберга, можно будет понять истинную причину детского непослушания. Для этого попробуйте написать на бумаге все то, что вас не устраивает в ребенке. Затем напишите, все действия и проявления, которые вас в нем радуют. Посмотрите внимательно на первый список и постарайтесь ответить самой себе максимально честно — почему именно это вас раздражает в ребенке? Почему так важно, чтобы он учился на одни пятерки, не качался на стуле и всегда делал так, как ему говорят? Что на самом деле стоит за вашим желанием заставить ребенка слушаться? Вычеркните все те пункты, которые исходят из «так принято», «так правильно», «так надо» — все это шаблоны, не наполненные реальным смыслом, так как не учитывают особенностей вашей ситуации. Таким образом вы сможете удалить из первого списка как минимум половину претензий, оставив лишь те, над которыми действительно нужно работать.
Истинный посыл всегда позитивен
Ребенок, нуждающийся в поддержке, любви или принятии вынужден прибегать к известным ему методам — капризам или истерикам – для того, чтобы получить желаемое. Но нам может показаться, что наше любимое чадо специально «играет на наших нервах» или делает все «на зло». Для того, чтобы избежать таких противоречий, можно разобрать подобные ситуации по формуле: «Намерение — Действие – Значение». Так мы обнаружим, что истинным намерением капризного ребенка является привлечение внимания, что еще раз подтверждает — в большинстве случаев даже за негативными действиями скрывается позитивное намерение. Однако мы можем интерпретировать его действия иначе, придав им другое значение — «Мой ребенок издевается надо мной». Именно поэтому так важно разглядеть истинное намерение ребенка, чтобы придать его действиям правильное значение и удовлетворить потребность в большем внимании и заботе. Если об этом помнить, можно будет избежать множество ссор и разногласий.
Послушный ребенок часто несчастный ребенок
На самом деле самое страшное — это всегда послушный, удобный ребёнок. Ребенок, который всегда знает свои обязанности и границы, но постепенно забывает о своих возможностях. Это часто несчастный ребенок, лишенный ориентиров на личный успех и благополучие в будущем.
Все это толкает на мысль — а может самое главное и ценное в непослушании — это осознание того, что ребенок «живой»? Он активен, в нем есть цели и желания, а главное умение отстаивать свою точку зрения. В нем кипит жизнь, и он учится идти по своему пути. Это сигнал, это возможность для нас, родителей, открыть в нем что-то новое! Узнать его позицию, услышать мнение, увидеть его боль.
Таким открытием для меня стал недавний разговор с моим 11-летним сыном Глебом. Он спросил меня: «Мама, а сколько у тебя чувств?». Так как однозначно ответить на этот вопрос я не могла, то решила уточнить, что именно он называет чувствами, и сколько их у него? «У меня их девять: пять из них — это зрение, осязание, обоняние, вкус, слух, а остальные — сны, интуиция, воображение и мышление. Через них я могу познавать мир». Этот ответ меня поразил. Ведь я перебрала в своей голове множество других вариантов — любовь, страх, доверие... Я подумала даже про чувство такта, стиля, про эмоции и еще много-много про что, но его слова помогли мне осознать что-то новое. И в самом деле, если мы познаем мир через наши органы чувств, почему бы другие наши способы познания мира не назвать чувствами? Это маленькое, но очень значимое для меня открытие, еще раз подтвердило простую истину — прежде чем возмутиться и пытаться убедить в своей точке зрения, очень важно сначала услышать мнение ребенка.
Умение слушать и слышать своего ребенка никак не связано со вседозволенностью и избалованностью. Родитель может держаться своей главной направляющей линии через любовь и уважение. Удивительно, но как только мы становится искренними в наших проявлениях, требованиях и выражении чувств, ребёнку намного реже приходится прибегать к капризам и истерикам.
Ну и самое главное, это напоминать себе хотя бы иногда о том, что троечники чаще становятся успешными предпринимателями. О том, что отрешённый взгляд ребенка говорит об его увлекательном путешествии в фантазийных мирах. И о том, что мы всегда можем попроситься в это путешествие вместе с ним, чтобы открыть для себя новый невероятный мир красок и изобретений, чтобы вспомнить наконец, что и мы когда-то искали животных в облаках, придумывали сказочные миры и воображали себя волшебниками.