К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Скрытые резервы: BCG и WPC сравнили карьеры мужчин и женщин в нефтегазовом секторе

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Лишь пятая часть работников в нефтегазовой индустрии — женщины, и чаще всего они заняты на административной работе и в области поддержки бизнеса, оценили BCG и Всемирный нефтяной совет. Между тем именно более активное привлечение женщин может помочь сектору справиться с дефицитом кадров

Нефтегазовый сектор по показателю доли женщин в рабочей силе – 22% – уступает всем индустриям, кроме строительного сектора, где цифра еще ниже – 11%. К такому выводу пришли консалтинговая компания BCG и Всемирный нефтяной совет в отчете «Скрытые резервы: как обеспечить гендерный баланс в нефтегазовой отрасли». Доля женщин в совокупной рабочей силе по всем отраслям в крупных нефтедобывающих странах оценивается в 38%. Самыми высокими – 60% и 55% соответственно – стали показатели для сектора здравоохранения и социальной работы и индустрии образования.

Авторы исследования провели 60 интервью с топ-менеджерами в отрасли – как с женщинами, так и с мужчинами, опросили порядка 2000 специалистов из различных компаний этого сектора, а также использовали количественные данные, предоставленные на условиях анонимности как крупными международными нефтегазовыми компаниями, так и рядом национальных компаний – всего их было 38. Совокупная выручка вошедших в обзор компаний составила $1,9 трлн в 2016 году, а на их сотрудников приходится от 25% до 30% рабочей силы в нефтегазовой индустрии.

Женщины как кислород

 

Аналитики BCG пришли к выводу, что женщины мало представлены на всех уровнях должностей, но феномен становится все более заметным по мере роста уровня сотрудников: на женщин приходится 27% рабочих мест начального уровня (таких, для которых необходимо университетское образование), 25% позиций среднего звена и только 17% рабочих мест на уровне принятия решений. На уровне CEO всего 1% позиций занят женщинами. Один из мужчин-респондентов прокомментировал эти цифры так: «Там, где я работаю, женщины как кислород: чем выше ты поднимаешься, тем его меньше».

По словам директора в московском офисе BCG Владимира Рогова, в крупных российских компаниях процент женщин в составе советов директоров или правлений варьируется в среднем от 10% до 18%. В  ведущих американских и европейских нефтегазовых компаниях этот показатель выше, оценивает он, — от 20% до 40 %.

 

Технические позиции и релокации

Отдельно авторы отчета выделяют низкую долю женщин на технических должностях и полевых позициях — при этом именно такая работа зачастую является обязательным требованием на пути к повышению. Считается, что специалисты с большим полевым опытом лучше понимают нюансы производственного процесса, объясняет Вероника Пепеляева, консультант практики «Нефть и газ» рекрутинговой компании Hays. Если рассматривать статистику по этому типу должностей в зависимости от уровня позиции, оказывается, что 15%, 16% и 11% рабочих мест начального, среднего уровня и позиций принятия решения соответственно приходятся на женщин, следует из отчета BCG.

Аналогичная проблема касается должностей, предполагающих работу за рубежом, которые также играют ключевую роль для продвижения в секторе. Женщины занимают только 10% таких позиций, несмотря на то что они зачастую проявляют больший энтузиазм относительно возможной релокации: в среднем 36% женщин готовы занять позицию за рубежом – против 28% мужчин. В основном эта статистика обусловлена ответами сотрудников в возрасте до 55 лет: 50% женщин  в этой группе согласны на переезд — по сравнению с 25% мужчин. После 55 лет ситуация меняется в обратную сторону. Лишь в двух регионах, Африке и Латинской Америке, большинство мужчин, от 70% до 80%, готовы переехать, в то время как их коллеги-женщины склонны к такому решению только в 20-30% случаев.

 

Многие готовы к переезду из региона в крупный город, говорит Пепеляева. «Абсолютная мобильность, когда человеку все равно откуда и куда он поедет, на практике встречается достаточно редко, и чаще с мужчинами, чем с женщинами, на мой взгляд», — объясняет она. Эксперт вспоминает, как у одного из заказчиков Hays на этапе ранних работ в удаленном регионе не было инфраструктуры, и чтобы провести там 30 и более дней, нужно было каждый раз добираться вертолетом. «Я знакома с женщиной, которая так работала, но это особый склад характера, со склонностью к авантюризму и приключениям, и от гендера, по-моему, это не зависит», — рассказывает Пепеляева.

В 2,5 раза выше по сравнения с техническими должностями доля женщин в таких подразделениях, как финансы, юридические службы и управление персоналом – то есть во вспомогательных и административных функциях: тут показатель для трех уровней должностей составляет 50%, 36% и 22%, соответственно.

Российская нефтянка

Владимир Рогов объясняет малое число женщин на технических должностях в России в том числе неблагоприятными климатическими условиями в большинстве российских регионов добычи нефти. «Если женщины и работают в технической сфере, то, как правило, на позициях начального уровня – в качестве операторов, диспетчеров или же инженеров и научных работников в специализированных НИИ и НИПИ», — рассуждает он.

«Что касается таких полевых и технических позиций, как инженер по бурению, специалист по скважинным исследованиям (каротажу), инженер по гидроразрыву пласта, заканчиванию скважин, а также рабочих специальностей (например, оператор технологической установки), процент работающих женщин действительно очень невелик. Я бы сказала, не более 2%», — оценивает Вероника Пепеляева. Она также указывает на климатические условия — а также подчеркивает тяжелый характер этих работ (30 дней и более по 10 часов, без выходных) и мужской коллектив. Среди таких специалистов бытуют стереотипы, что женщины с подобной работой не справятся, и супервайзеры не всегда готовы рассматривать женщину на такие вакансии, даже если она окончила профильный вуз, говорит эксперт.

 

Процент женщин выше в различных направлениях нефтехимии и продажах нефтегазового или нефтехимического оборудования, технологий и лицензий, и тут в России можно встретить женщину — операционного директора или руководителя офиса, продолжает Пепеляева. Чаще речь не о крупных холдингах, а о представительствах или небольших сервисных компаниях, и женщин там тоже не 50%, а порядка 15%, оценивает она — однако встречаются успешные по общепринятым меркам специалисты-женщины, известные в своей нише, с доходом от $4000-5000 в месяц и выше (на международном рынке такие специалисты стоят больше).

Нельзя сказать, что женщин в российском нефтегазовом секторе мало, говорит директор департамента по подбору топ-менеджмента для ТЭКа хедхантинговой компании «Агентство Контакт» Андрей Захаров. Однако большинство из них действительно заняты на офисных позициях: эксперт объясняет это такими качествами женщин, как усидчивость, точность, умение работать над монотонными задачами. Женщины работают и на буровых, но, как правило, это, опять же, административный персонал либо химики, лаборанты. Плюс в России преобладает представление о мужчине как о «добытчике», а о женщине – как о «хранительнице домашнего очага», и это, безусловно, сказывается и на том, как распределяются роли в индустрии.

Женщин много в отдельных областях знания, например в геологии, рассказывает Захаров. Молодые выпускницы таких специальностей много работают в поле наравне с мужчинами, но, как правило, лет до 30. К этому моменту они уже хорошо знакомы с картой региона, имеют достаточный опыт и могут из одного из центральных офисов руководить более молодыми специалистами — а совмещать такую работу с семьей, воспитанием и образованием детей значительно легче. В геологии и геофизике есть свои «звезды»-женщины, но они редко становятся генеральными директорами — в том числе потому что специальность нишевая, научная, и область ее применения с точки зрения управленческого потенциала не так велика, как на производственных позициях, объясняет Пепеляева.

В целом, по ее словам, если рассматривать отрасль наиболее широко, включая в нее и переработку, и нефтехимию, и сопутствующие инженерные дисциплины, то доля женщин выше одной пятой — порядка 30%.

 

Покрыть дефицит

Авторы отчета отмечают, что почти три четверти сотрудников в нефтегазовом секторе – это опытные специалисты в возрасте 50 лет и старше, а значит, в обозримом будущем индустрии предстоит заменить их более молодыми работниками. Индустрии также понадобится приток талантливых специалистов, просто чтобы обеспечить прирост производительности капитала. Наконец, на фоне резкого падения цен на нефть сектор сократил уже 350 000 человек – потенциально, если цены восстановятся, их должности нужно будет восстанавливать.

В прошлом году, изучив состояние нефтегазового сектора в 178 странах, рекрутинговая компания Hays в связи с прошедшими сокращениями прогнозировала этой отрасли дефицит кадров: на тот момент 72% попавших под сокращение специалистов пытались найти работу в других областях. Авторы отчета BCG полагают, что одним из способов решить эту проблему для ТЭК станет более активный наем женщин, которые исторически были слабо представлены в этой индустрии.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+