Стирка, уборка, приготовление еды. Что еще могут сделать мужчины для развития женского лидерства
Forbes Woman публикует отрывки из книги операционного директора Facebook Шерил Сэндберг «Не бойся действовать» издательства «Альпина Паблишер»
Среди топовых позиций Шерил Сэндберг — директор по персоналу Министерства финансов США, вице-президент по международным веб-продажам и операциям Google и управляющий директор Facebook. Это первая женщина в совете директоров компании Марка Цукерберга, входит в первую десятку самых влиятельных женщин мира по версии Forbes. Два года назад во время семейного отпуска трагически погиб ее муж. «Смерть Дэвида сильно изменила меня, — призналась Шерил во время выступления перед выпускниками Беркли в 2016 году. - Я узнала, что такое горечь утраты. Но также я поняла, что, когда жизнь утягивает вас на дно, вы можете оттолкнуться, выплыть на поверхность и снова вздохнуть. Я делюсь этим с вами в надежде, что уже сегодня, радуясь жизни, вы сможете понять то, что мне довелось осознать только с помощью смерти».
Ее книга, написанная в 2013 году, — манифест и источник вдохновения для тех, кто считает, что женщина может и имеет право искать самореализации в карьере и бизнесе, а отношения в семье должны строиться на основе равного партнерства. Книга полна практических советов о том, как найти верный баланс между семьей и карьерой и как побороть страхи, которые мешают женщинам идти вперед.
Читатели Forbes Woman могут воспользоваться 10%-ной скидкой на любые книги «Издательской группы «Альпина Паблишер» по промо-коду forbes до 31 августа 2017 года.
Отрывок из главы «Что такое настоящее партнерство»
Я уверена: главное решение, которое принимает женщина в отношении своей карьеры, заключается в том, будет ли у нее постоянный, на всю жизнь, партнер и что это будет за человек. Я не знаю ни одной женщины, добившейся руководящей должности, чей партнер полностью — действительно полностью — не поддерживал бы ее карьерных устремлений. Исключений не бывает. В противовес всеобщей убежденности в том, что лишь незамужняя женщина способна выбиться в начальники, у большинства женщин, занимающих лидирующие позиции в бизнесе, есть постоянные партнеры.
Из 28 женщин — генеральных директоров компаний, входящих в список Fortune 500, 26 замужем, одна разведена и лишь одна никогда не состояла в браке. Многие из этих женщин утверждают, что никогда не смогли бы добиться успеха без поддержки мужей, которые помогали им заботиться о детях, брали на себя часть обязанностей по дому и были готовы к переездам. Неудивительно, что недостаток супружеской поддержки влияет на карьеру отрицательно. В исследовании, проведенном в 2007 г. и посвященном женщинам, которые получили хорошее образование и впоследствии оставили работу, 60% респондентов назвали мнение мужа основным фактором, повлиявшим на их решение.
В качестве причин для ухода с работы они особенно отмечали недостаточное участие мужей в заботе о детях и других домашних делах, а также их склонность ожидать, что при необходимости именно жена должна пожертвовать своей карьерой. Неудивительно, что, когда профессора Гарвардской школы бизнеса Розабет Кантер в ходе конференции спросили, что могут сделать мужчины для развития женского лидерства, она ответила: «Заняться стиркой». Задачи вроде стирки, покупки продуктов, уборки, приготовления еды приземленны, но необходимы. И, как правило, они ложатся на плечи женщин.
В январе 2012 г. я получила письмо от Рут Чанг, доктора и матери двоих маленьких детей. Она увидела мое выступление на конференции TED. Ей предложили новую работу, заключавшуюся в том, чтобы следить за работой 75 врачей в пяти клиниках. Ее первым порывом было отказаться, поскольку она переживала, что не сможет справиться с такими обязанностями и заботой о семье. Но затем ее охватили сомнения — и в этот момент доктор Чанг написала мне: «Я услышала, как вы говорите: «Займите свое место за столом!», — и поняла, что должна принять предложение. Тем же вечером я заявила мужу, что собираюсь согласиться на эту работу… и выдала ему список покупок». Разделив с супругом повседневные заботы, вы можете принципиально изменить жизнь к лучшему.
В моей жизни семья и карьера оказались неразрывно сплетены. В первый год нашего родительства мы поняли, что попытки устроить две карьеры, разрываясь при этом между двумя городами, — не лучший вариант для счастливой семейной жизни. Необходимо было что-то менять. Но что? Я обожала свою работу в Google, Дэйв считал, что будет нечестно бросить свою команду в Лос-Анджелесе. Мы с трудом пережили еще один год постоянных разъездов, который, разумеется, не был наполнен безоблачным супружеским счастьем. К этому моменту Дэйв уже был готов покинуть Yahoo. Поиск работы он ограничил районом Сан-Франциско, что было серьезной жертвой с его стороны, — ведь большая часть его профессиональных интересов и связей осталась в Лос-Анджелесе. В конечном итоге он занял пост генерального директора в SurveyMonkey, получив возможность переместить штаб-квартиру компании из Портленда на север Калифорнии.
Тем не менее, оказавшись в одном городе, мы были вынуждены потратить еще немало времени на то, чтобы скоординировать наши рабочие графики. Хотя мы с Дэвидом, к счастью, могли позволить себе организовать высокопрофессиональный уход за ребенком, нам все же предстояло принять ряд трудных и болезненных решений, касающихся того, сколько времени работа требует от нас проводить вне дома и кто должен взять на себя оставшиеся дела. В начале каждой недели мы садимся и вместе решаем, кто в какой день отвозит детей в школу. Оба мы стараемся по возможности приходить домой к ужину. Во время ужина мы всей семьей садимся за стол и по очереди рассказываем о худшем и лучшем событиях, случившихся с каждым из нас. Лично для меня обычно лучшее событие дня — это ужин с семьей, хотя родным я об этом не говорю. Если мне или Дэйву предстоит командировка, другой старается организовать свои дела так, чтобы в это время быть дома. В выходные я стараюсь заниматься исключительно детьми — хотя они знают, что я порой могу улизнуть с футбольного поля, чтобы быстренько отправить пару электронных писем.
Как и любой брак, наш требует постоянной работы. Мы с Дэйвом оба набили немало шишек, пытаясь разделить супружескую ответственность хотя бы приблизительно поровну. Приложив массу усилий, потратив бесчисленные часы на обсуждения, мы стали партнерами не только во всем, что делаем, но и во всем, за что отвечаем. Каждый из нас должен сам убедиться в том, что сделано все необходимое. При этом распределение домашних обязанностей в нашей семье весьма традиционно. Дэйв оплачивает счета, занимается финансами и отвечает за то, чтобы работала техника. Я составляю графики детских занятий, покупаю продукты и планирую вечеринки ко дням рождения. Иногда меня беспокоит это классическое межполовое разделение труда. Быть может, я остаюсь в плену стереотипов, используя привычные схемы? Но я в самом деле предпочитаю устраивать вечеринку в стиле Доры-исследователя, а не оплачивать счет за страховку. А Дэйву проще, наоборот, заниматься счетами. Поэтому в нашем случае такое распределение обязанностей отлично работает. Правда, чтобы поддерживать это неустойчивое равновесие, требуется постоянное общение, честность и умение прощать. Мы никогда не распределяем работу строго поровну в каждый конкретный момент времени — идеального равенства сложно достичь и еще труднее его поддерживать, так что мы позволяем маятнику свободно раскачиваться туда-сюда.
Мальчики должны чаще наблюдать подобную модель поведения, чтобы получить возможность сделать свой выбор в будущем. Чем больше женщин будет с увлечением отдаваться карьере, тем больше мужчинам нужно будет тратить сил на заботу о своих семьях. Мы должны вдохновлять мужчин на то, чтобы они демонстрировали больше амбиций в стенах собственного дома.
Отрывок из главы «Миф о том, что можно получить все»
За несколько лет до беременности мне пришлось выступать на женском круглом столе перед группой женщин-бизнесменов из Пало-Альто. Еще одной выступающей, руководителю компании и матери двоих детей, задали неизбежный вопрос о том, как она совмещает карьеру и их воспитание. Она начала ответ со слов: «Возможно, мне не следовало бы признаваться в этом публично…» — и затем рассказала, что укладывает детей спать прямо в школьной одежде, чтобы сберечь 15 драгоценных утренних минут. В тот момент я подумала: «Н-да, ей явно не стоило признаваться в этом публично».
Сегодня, став матерью, я понимаю, что эта женщина — гений. У каждого из нас ни время, ни терпение не безграничны. Я пока не укладываю детей в постель в школьной одежде, но иногда по утрам жалею об этом. Кроме того, я знаю, что, сколько ни планируй, ты никогда не сможешь подготовиться к трудностям родительства. Оглядываясь назад, я оценила откровенность той женщины, выступавшей вместе со мной на круглом столе. Хотя мне, наверное, тоже не стоило бы признаваться в этом публично…
В прошлом году я отправилась на бизнес-конференцию вместе с детьми. В мероприятии участвовало еще несколько человек из Кремниевой долины, и Джон Донахью, генеральный директор eBay, любезно предложил доставить нас на самолете, принадлежащем его компании. Когда рейс задержали на несколько часов, я думала лишь об одном — чем занять детей, чтобы они не мешали взрослым пассажирам. Ради этого я разрешила им без остановки смотреть телевизор и поедать всевозможные чипсы, конфеты и попкорн. Как только самолет наконец взлетел, моя дочь начала чесать голову. «Ма-ам! У меня голова чешется!» — громко закричала она, стараясь перекричать звук в наушниках (поскольку в это время она опять-таки смотрела телевизор). Я не придала этому значения — но дочка чесалась со все большим остервенением и жаловалась все громче. Я попросила ее говорить потише, затем внимательно осмотрела ее голову — и обнаружила мелкие белые штучки. С ужасом я поняла, что это такое. Я была единственной, кто летел на этом корпоративном самолете с детьми, — и теперь у моей дочери, похоже, обнаружились вши! Всю оставшуюся часть полета я пребывала в панике, стараясь не подпускать дочь к другим пассажирам, заставляя ее говорить потише и держать руки подальше от головы. А сама тем временем лихорадочно прочесывала Интернет в поисках фотографий вшей.
После приземления все загрузились в арендованные машины и вместе двинулись в отель, где проходила конференция, но я отказалась ехать со всеми, заявив, что мне нужно «кое-что забрать». На самом деле я пулей помчалась в ближайшую аптеку, сотрудники которой подтвердили мой диагноз. К счастью, в самолете мы ни с кем не общались, и вши никак не могли перебраться на головы других пассажиров. Это спасло меня от необходимости сообщать всем членам группы, что им нужно провериться на вши. Мы тут же купили лечебный шампунь — для дочки и, как выяснилось, для сына тоже — и провели всю ночь под душем, за долгим и утомительным мытьем голов. Мне пришлось пропустить приветственный ужин для участников конференции — когда меня спросили, почему меня не было, я ответила, что дети очень устали. Честно говоря, я тоже страшно вымоталась. И хотя я каким-то чудом не подхватила вшей, еще несколько дней то и дело непроизвольно почесывала голову. Невозможно предусмотреть все без исключения проблемы, которые могут возникнуть с детьми.
Мне очень нравится один плакат из тех, что висят повсюду в офисе Facebook. На нем большими красными буквами написано: «Сделанное — лучше, чем идеальное!». Я стараюсь руководствоваться этим девизом, чтобы не стремиться к недостижимым высотам. Погоня за совершенством грозит в лучшем случае разочарованием, а в худшем — полным отказом от действий.