В блоге «Учим дома» Дарья Лаговская рассказывает о всех этапах семейного эксперимента по домашнему обучению сына Мити.
Я почти в каждом рассказе о нашем семейном обучении пишу про познавательный интерес сына и его поддержку с нашей стороны. Помимо стандартных уроков для первого класса Митя интересуется «взрослыми» предметами. Сейчас его захватили физика и химия. Митя самостоятельно разбирается в законах Ньютона, и как связаны масса и плотность. Митя знает что такое унуноктий, что его синтезировали в Дубне, что такое ионы и может повеселить взрослых анекдотом про инертный газ в баре.
Сразу скажу, что ребенок у меня не гениален, просто мы с мужем всегда старались давать развернутые ответы на его вопросы, даже если ради этого приходилось лезть в интернет-поисковик.
С двух лет Митю захватили паровозы. Мы ездили в музей поездов смотреть старые составы, читали книги, находили передачи Discovery. Признаюсь даже мне было интересно узнать, «как умирают поезда». К четырем годам Митя мог спокойно рассказать устройство парового двигателя, где и с какой скоростью ездит TGV, кто и зачем построил паровоз «Ракета».
Параллельно Митя интересовался динозаврами. Выучил названия и отличительные свойства по меньшей мере тридцати динозавров. Мы пять раз ездили в палеонтологический музей и изучили там каждую косточку, скупали пластиковых рептилий и энциклопедии. Из этого увлечения ребенок переключился на древности и биологию. Да, нам приходилось уделять время увлечениям сына и вместе изучать предмет, но зато сейчас мы вознаграждены: Митя знает, что ответы на вопросы можно найти в поисковике, что по теме всегда есть интересная книга.
С таким подходом, что из повседневных детских вопросов развивается любовь к науке согласен Сергей Корнеев, основатель и автор науч-поп проекта для детей «Праздник науки», автор и ведущий математического кружка, преподаватель: «Детские «почему» это вечный двигатель познания. Есть гипотеза, что интеллектуальное развитие человека связано с тем, что мы, как никакой другой вид на Земле, сохранили детскую тягу к играм и исследованию окружающего мира на протяжении всей жизни. Если «почему» это топливо, то важно грамотно его расходовать, пользуясь автомобильной метафорой — «не залить свечи». Например, не переусердствовать со столь популярным «ранним развитием», а в более сознательном возрасте «не утопить» ребенка в готовых знаниях».
Вот еще из рекомендаций основателя «Праздник науки»:
- Выдающийся российский методист, пионер естественно-научного образования, Александр Яковлевич Герд в 60-е годы XIX века предупреждал коллег-учителей: не давайте краткий и однозначный ответ на детское «почему?» Помогите ребёнку шире изучить вопрос. Так, на уроках ботаники на вопрос «Что это за растение?» он предостерегал не отмахиваться латинским названием, а предложить ребёнку внимательно его рассмотреть, изучить его особенности, как выглядят листья, цветы, где оно произрастает, какие растения ему соседи.
Я считаю, что каждое детское «почему» — это начало разговора, один из высочайших знаков доверия, которое ребенок оказывает взрослому. Так что, на мой взгляд, логичный ответ — «Давай выясним!».
Но как быть, если ребенок ничем не интересуется и зависает в планшете? Если у родителей есть желание, то помочь ребенку увлечься наукой можно. Для начала можно вместе смотреть познавательные каналы на youtube, затем пойти в музей, где можно все потрогать. Создатель «Научного шоу профессора Николя» Николай Ганайлюк: «Существуют интересные видеоканалы и телепередачи про научные опыты, где после эффектной демонстрации обязательно следует объяснение. Также продаются целые наборы для проведения опытов дома, не говоря уже о научных шоу, где веселый профессор приедет в школу/дом, продемонстрирует опыты и объяснит их смысл. Исторически у нас много внимания уделялось увлечению детей наукой: в СССР было множество кружков, интересных занятий, огромное количество ученых — популяризаторов науки. Невозможно не вспомнить Якова Перельмана, открывшего в 1935 году «Дом занимательной науки» и написавшего огромное количество интересных книг, в том числе и знаменитую «Занимательную физику».
Про свои увлечения Митя говорит, что ему просто интересно как устроен мир вокруг. И самое крутое – это проводить опыты. Я занимаюсь с сыном химией и биологией, так как сама когда-то готовилась поступать на химический факультет. Папа занимается с Митей физикой, я же понимаю ее с трудом, особенно механику. Многих родителей, когда они задумываются о семейном обучении, волнует вопрос, как они будут объяснять ребенку естественные науки, если сами в них не очень разбираются. На мой взгляд, сейчас достаточно хороших пособий и передач, чтобы понять материал самому и помочь ребенку.
Корнеев из «Праздника науки» рассказывает: «В первую очередь следует научить ребенка образовывать самого себя – научить его грамотно пользоваться поиском в интернете, почитать статьи о виртуальных образовательных проектах. Чтобы держать руку на пульсе - вам в помощь сайты научных новостей. Например, популярный nplus1.ru или более въедливый и академический elementy.ru Яркая интересная новость с переднего края науки может быть невероятно вдохновляющей! Для помощи в освоении школьных уроков помогут виртуальные академии – например, ru.khanacademy.org/, а GetAclass не просто расскажет, но и покажет физические опыты, которые можно повторить дома. Нам повезло, что сегодня тема научной популяризации стала модной. Регулярно в крупных городах проводятся фестивали науки, многие активно выкладывают записи своих мероприятий на YouTube. И родители не должны забывать о себе. Интересуетесь историей — слушайте и смотрите лекции на arzamas.academy. А postnauka.ru просто ошеломляет списком разбираемых тем. Виртуальные академии stepic.comи coursera.com также к вашим услугам».
Поэтому если у ребенка есть интерес, будь к то к точным науками или еще чему-то развивать это просто. Достаточно вместе искать ответы и потом он научится находить информацию сам. И наш Митя с его увлечением — хорошее тому доказательство.
Что почитать? Выбор первоклассника Мити:
Дэвид Маколи «Как все устроено» Дэвид Маколи
Доминик Воллиман «Профессор Астрокот и его путешествие в космос», «Профессор Астрокот и его приключения в мире физики »
Рэндалл Манро «А что, если?.. Научные ответы на абсурдные гипотетические вопросы»
Эдриан Дингл «Как изготовить Вселенную из 92 химических элементов»
Мукул Патель «Веселая математика»