Частный или государственный детский сад? 7 причин для выбора
1. Количество детей в группе
Детский сад – это первая ступень в социализации ребенка, а общение со сверстниками – одно из важнейших условий правильного развития. Однако время и внимание, которое уделяет ребенку воспитатель, не менее важно. По требованиям СанПиН количество детей в группе определяется по площади игровой комнаты. Для групп детей до 3 лет на каждого ребёнка должно приходиться не менее 2,5 кв. м, от 3 до 7 лет – не менее 2 кв. м. Других ограничений не существует. На деле количество детей в группе в муниципальном детском саду варьируется от 15 до 25 человек, в частном – от 6 до 15 человек. Очевидно, что, если подопечных немного, воспитатели получают возможность уделить больше времени каждому ребенку.
2. Методики воспитания и учебные программы
Как правило, большинство государственных дошкольных учреждений следует традиционному подходу и применяет классическую общеразвивающую систему воспитания. Программы таких детских садов обычно не сильно отличаются друг от друга и содержат проверенные временем традиционные методики. В свою очередь, современные частные детские сады предоставляют родителям более широкий выбор. Cейчас на рынке можно найти дошкольные учреждения, которые работают по одной или нескольким из многочисленных зарубежных либо российских авторских программ – например, методики Марии Монтессори, Сесиль Лупан, вальдорфская и многие другие. Растет количество детских садов, которые готовы всерьез подойти к обучению детей иностранным языкам: многие предлагают в качестве воспитателей носителей языка из США и Европы, закупают за рубежом специальную литературу и оборудование. Обеспечить подготовку на таком уровне государственные учреждения, к сожалению, пока не готовы.
3. Педагоги и персонал
Как уже упоминалось, количество воспитателей — это чрезвычайно важный вопрос. В государственных детских садах на одну группу, как правило, приходится лишь один воспитатель, а значит, качественный контроль за детьми обеспечивается далеко не всегда. В частных детских садах на одну группу обычно выделяют несколько педагогов разного профиля. Также в таких дошкольных учреждениях есть возможность оплачивать труд других специалистов: хореографа, тренера по гимнастике, в зависимости от запросов родителей. В муниципальном саду дети обычно получают необходимые навыки для поступления в школу, однако на секции, кружки и развивающие занятия родители водят их в детские центры, спортзалы или дома культуры.
4. Система контроля
Традиционно дошкольное образование не предполагает такой интенсивной интеллектуальной нагрузки, как в школе. Однако отслеживать и контролировать успехи воспитанников в детском саду также важно и необходимо. В муниципальных учреждениях ограничиваются устными отчетами во время родительских собраний. Частные детские сады могут разрабатывать собственные системы контроля. Помимо обратной связи от воспитателей, которую родители получают раз в неделю, свои отчеты по работе с ребенком также дают логопед и психолог. На каждого воспитанника оформляется отдельная карточка, где отмечаются все достижения ребенка и этапы развития. Таким образом, родитель получает возможность системно отслеживать рост своего ребенка.
5. Качество питания
Организация и качество питания в детском саду часто становятся больным вопросом для родителей. Питание детей регламентировано и строго контролируется государственными органами, но ситуации, когда ребенок отказывается есть в столовой, далеко не редкость. Частные детские сады, в отличие от государственных, вправе самостоятельно выбирать поставщиков продуктов. Как правило, в таких учреждениях могут предложить более качественное и разнообразное меню. Договориться с администрацией об индивидуальном питании для ребенка здесь также будет намного проще.
6. Безопасность
Очевидно, что система безопасности в детском саду должна быть на высочайшем уровне, а значит, необходимо учитывать гораздо больше нюансов, нежели в любом другом учреждении. Помимо безопасности здания и прилегающей территории (детских площадок, рекреационных зон, предметов обустройства территории — лавочек, заборов, клумб и т.д.) должен обеспечиваться контроль над прогулками детей. Все государственные организации получают централизованный контроль, но на улице за детьми следит, как правило, тот же воспитатель, что и во время классных занятий. В частных учреждениях за безопасность детей обычно отвечает специально нанятый персонал.
7. Досуг
Досуг в муниципальных учреждениях обычно ограничивается подготовкой утренников и представлений, приуроченных к традиционным праздникам: Новому году, 8 Марта, 23 февраля. Частные детские сады, как правило, подходят к вопросу досуга немного по-другому. Здесь праздники больше направлены на изучение мира и развитие способностей, много времени уделяется страноведению: дети изучают обычаи и праздники других стран, своими руками изготавливают традиционные поделки.