Искусства женское лицо: забытая звезда Серебряного века Елена Киселева
В Москве проходит выставка главной портретистки прекрасной эпохи и любимой ученицы Ильи Репина
На рубеже веков Елена Киселева не уступала по популярности Анне Остроумовой-Лебедевой и Зинаиде Серебряковой, но после эмиграции в 1920 году в Сербию о ней забыли. До недавнего времени творчество Елены Киселевой было мало известно даже специалистам.
Основная тема художницы – женский портрет. В ее работах образы приближаются к идеалу. Это характерно для многих художников Серебряного века. Но среди участников «Мир искусства», Абрамцевского кружка , символистов и прочих идеализация шла рука об руку с ностальгией по уходящему миропорядку. В отличие от них Киселевой удавалась создавать полотна, наполненные светом и надеждой.
Ее первые творческие шаги начались на родине в Воронеже. В 1896 году Киселева перебралась в Санкт-Петербург. Девушка хотела пойти по стопам отца – математика и поступила на Бестужевские курсы. Из-за болезни ей пришлось оставить занятия точными науками. В 1898 году Елена поступила в Академию художеств, где попала в мастерскую Ильи Репина.
В Академии Елену быстро заметили. В 1903 году Репин привлек ее и еще одну свою ученицу Евгению Малешевскую к разработке серии диорам к 200-летнему юбилею Петербурга. В этом же году девушка вышла замуж, а еще впервые съездила в Париж, где познакомилась с импрессионизмом и другими модными течениями. Один из эскизов, созданный в Париже, она заявила как набросок к диплому. Работу не утвердили, прокомментировав так: «молодая художница, попав за границу, вместо изучения действительно художественных произведений стала подражать крикунам-пачкунам, стремящимся хоть чем-нибудь обратить на себя внимание».
Во время учебы Киселева активно участвовала в выставках: отчетных академических, Весенних в залах Академии художеств, экспонировалась у Нового общества художников и на выставке рисунков и эстампов 1908 года, где получила первую премию. Затем Елена снова отправилась в Париж, на этот раз на стажировку от академии. Во время поездки Елены ее отношения с мужем изменились. Они остались друзьями и развелись только в 1923 году, когда у Елены уже была другая семья и ребенок.
После окончания учебы художница участвовала не только в отечественных, но и в международных выставках в Мюнхене и Риме. В 1910 году стала первой женщиной-членом Общества архитекторов-художников (ОАХ). Через три года она встретила Антона Билимовича, математика, который стал ее следующим мужем. О ее жизни до 1917 года мало что известно, но в 1920 году она вынуждена эмигрировать вместе с гражданским мужем и ребенком в Сербию.
Новая страна и семейная жизнь увлекали Елену. Времени на творчество почти не оставалось. Она поддерживала контакт со своим учителем Ильей Репиным, который писал ей: «А Вы, неужели бросили живопись? Вот не верю. Вы слишком огромный талант, чтобы бросить. Еще обрадуете, надеюсь». На что ответ можно найти в таких строках Елены : «Я согласна, что я была очень одаренная художница в свое время, но это как-то стерлось, заглохло». ««Писать – счастье, наслаждение, а о каком наслаждении можем мы теперь, оплеванные, думать?» (статья М. Луневой «Сербский дар», журнал «Славянская душа», 2008).
Стиль Киселевой напоминает манеру французских художников из группы «Наби». Неслучайно лучшим ее творческим периодом искусствоведы признают 1910-е годы, когда она вернулась из Европы. Тогда был написан портрет «Маруся», который сама Елена считала самым удачным своим полотном.
В России художница вновь стала известна благодаря Маргарите Луневой, искусствоведу Воронежского музея изобразительных искусств им. И. Н. Крамского. Когда в 1960-е Лунева сделала запрос о художнице в Министерство культуры Сербии, то получила в ответ ее адрес и подтверждение, что Елена Киселева жива.
Из переписки выяснилось, что художница не пишет уже 35 лет. Последней работой Киселевой стал портрет ее сына, молодого человека, при смерти. Он прошел Вторую мировую войну, два года провел в лагерях и умер в 1944 году. После этого Киселева уже не писала. Она скончалась в 1974 году в возрасте 96 лет. Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова рассказывает: «Благодаря Луневой художница передала в дар воронежскому музею многие свои работы. Картины вернулись на родину».
В январе, феврале и марте 2017 года работы Елены Киселевой можно увидеть в Москве в Музее русского импрессионизма. На выставке представлено 54 работы из Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Института русской литературы, а также частных коллекций. Но основа экспозиции — 39 работ — приехала из Воронежа.