Сильвия Ма: «Мой бизнес стал расти быстрее, как только я позволила себе проявить эмоции»
— Зачем женщинам, ставшим предпринимателями, нужен свой акселератор?
— Решившимся на стартап часто сложно получить финансирование и доступ к важным знаниям. На это влияют разные факторы, но неравенство между мужчинами и женщинами в бизнесе — один из них.
Идея нашего Hera Labs связана с коворкингом в Сан-Диего и только с «женскими» проектами. Коворкинг HeraHub был основан в 2011 году Феленой Хенсен. Я на тот момент возглавляла «Национальную Ассоциацию женщин с MBA» и занималась выводом на рынок разработок Университета Калифорнии в Сан-Диего. Мне нужно было место, чтобы проводить встречи. Я стала часто бывать в HeraHub и была покорена тем, насколько плодотворной создалась там атмосфера для развития женского предпринимательства. А я ведь сама была привычна к академической среде, где обычно оказывалась единственной женщиной в компании 20-30 мужчин-ученых. В HeraHub же я попала в совершенно другую среду — здесь женщины из самых разных сфер, от адвокатов до маркетологов, развивали собственные проекты и всегда находили варианты взаимодействия и помощи друг другу.
Я увидела в HeraHub женщин с высочайшим уровнем экспертизы в своей области, но без необходимых навыков в ведении бизнеса. Так и начался акселератор Hera Labs. Мы с Феленой учим девушек, как искать идеи для бизнеса, как развивать бизнес с точки зрения стратегии, постановки целей, маркетинга. Мы даже рассказываем, как снимать видеоролики и делать сайты. Предыдущий научный опыт подтолкнул нас к тому, чтобы организовать процесс обучения как работу в «лаборатории». Этот принцип остается важным до сих пор — к нам приходят с хорошо проработанными идеями или уже работающими бизнесами и проводят компании через серию экспериментов — придумывают идеи, «крутят» их, чтобы в конечном счете улучшить свои проекты.
— Где нашлись источники финансирования акселератора?
— Два года подряд мы получали по $50 000 в виде грантов как победители конкурса акселераторов от «Американской Ассоциации поддержки малого бизнеса». В 2016 году мы получили грант в $30 000 от администрации города Сан-Диего в рамках одной из программ поддержки женского предпринимательства.
Теперь мы хотим заручиться поддержкой бизнес-сообщества Сан-Диего, поэтому в ноябре 2016 года запустили краудфандинг. Хотим собрать $10 000, чтобы дать возможность пяти девушкам-предпринимателям поучаствовать в нашей 12-недельной акселерационной программе бесплатно. Формально Hera Labs — некоммерческая организация, это пока наш первый опыт в привлечении финансирования.
Помимо этого, мы всегда ставили целью помочь участницам Hera Labs получить доступ к финансированию, поэтому постепенно вокруг нас стала создаваться сеть инвесторов. Так появился HeraFund — фонд инвестиций ранней стадии для проектов, прошедших акселерацию, он объединяет женщин бизнес-ангелов.
По данным Центра венчурных исследований в Нью-Хемпшире, сегодня женщины-предприниматели и женщины-ангелы составляют около 20% от общего числа участников сделок на венчурном рынке. Десять лет назад этот показатель был меньше 10%. Я искренне верю, что его можно увеличить до 50% в ближайшие пять лет. Если женщине удалось построить успешный бизнес, она, вероятно, будет готова помочь другой женщине, только начинающей этот путь. Сейчас с Hera Labs работают около 30 бизнес-ангелов.
— Каковы особенности женского акселератора?
— «Женская» особенность акселератора именно в атмосфере работы. В течение 12 недель мы учим женщин-предпринимателей применять методику «бережливого стартапа» (lean startup — концепция развития предпринимательских проектов, изложенная впервые в книге Эрика Риса), тестировать бизнес-модели, анализировать потенциальные целевые аудитории и возможные способы организации производства.
Около 75% проектов, обращающихся к нам, работают не в сфере технологий, но мы учим их урокам, которые бы преподали основателям достаточно инновационных бизнесов. Если у тебя производственный бизнес в традиционной отрасли, ты должен точно так же экспериментировать в рамках «пивотов», тестировать новые рынки, проводить опросы клиентов, разрабатывать пути расширения продуктовой линейки и мыслить масштабно. Например, одна из выпускниц Hera Labs Николь Макдональд изобрела кошелек с 10 карманами Sash Bag, который можно носить как сумку через плечо. Успех ее бизнеса обеспечило то, что она использовала ту же стратегию, что и разработчики гаджетов. Выйдя на Kickstarter, проект получил почти $82 000 от более чем 700 человек. Николь немногим старше 30 лет, но двум ее первым бизнес-ангелам — 40 и 50 лет, так что пример Sash Bag как раз отлично иллюстрирует то, что совместная работа женщин-предпринимательниц разных поколений приносит колоссальный экономический эффект.
Мы работаем также с проектами поздней стадии. К нам приходят компании, которым нужно выйти на новый уровень, будь то запуск нового продукта или расширение воронки продаж.
— А Вы лично вкладываете деньги в качестве бизнес-ангела?
— Да. Например, на Hera Venture Summit 2013 я услышала питч от Анны Бермудес, основательницы проекта TagIT. Ее онлайн-сервис позволяет оставлять заявки на покупку предметов, какие зритель видит в любимых ТВ-шоу.
Другой пример — компания Urban Translations, основанная Самантой Урбан. Ее стартап предлагает отелям дать в руки своим гостям планшеты, с помощью которых они могли бы заказывать все, что нужно, в номер, планировать маршруты прогулок по городу или купить билеты на вечеринку в баре неподалеку. Это «цифровое меню» для клиента, когда он еще не встал с постели. Главное преимущество — в том, что пользователь вводит запрос на родном языке, что в шесть раз повышает вероятность покупки.
Оба этих примера отлично иллюстрируют, что женщины в технологическом бизнесе могут добиться многого — они очень умны, решительны, умеют очень хорошо наладить работу команды и мыслят часто нестандартно.
Компания First Round Capital, проанализировав успехи стартапов в Кремниевой долине с 2005 года по 2015 год, например, выяснила, что стартапы, возглавляемые женщинами, показывают на 63% более высокие результаты в бизнесе, чем компании с руководителями-мужчинами. Поэтому мы считаем, что если женщинам-предпринимателям удастся собрать ангельский раунд (обычно каждый бизнес-ангел вкладывает от $25 000 до $100 000), то, возможно, этого будет достаточно, чтобы стартап прошел точку безубыточности и дальше мог развиваться своими силами.
— Что обычно удерживает женщин от старта своего дела?
— Есть любопытная статистика: в США женщины начинают бизнес в два раза чаще, чем мужчины. По данным Министерства торговли США, основанные женщинами проекты приносят американской экономике почти $3 трлн. Но все же женщины все еще не так часто открывают свои компании.
Одна из причин — неуверенность в себе. Я встречаю многих увлеченных женщин с яркими идеями для стартапов, но они боятся провала. В разговорах они могут храбриться, но когда дело доходит до написания бизнес-плана, организации встреч с инвесторами, они не спешат использовать открывшиеся им возможности. Видя, как легко на венчурном рынке договариваются мужчины (пара чашек кофе или пара разговоров на конференциях — и партнеры уже подписывают соглашение о намерениях) и насколько такое общение сложнее для женщин, они часто опускают руки.
Другие девушки просто не знают, как начать строить сеть знакомств. Должна ли я пригласить инвесторов на игру в гольф? Или лучше на завтрак? Стоит ли общаться в более формальной атмосфере? Акселераторы как раз решают эту проблему, помогая стартапам включить в уже построенную вокруг них сеть бизнес-наставников, консультантов, адвокатов и инвесторов.
— Насколько часто препятствием к открытию компании становится страх, связанный с неспособностью успешно вести бизнес и оставаться центром семьи?
— Да, многие женщины боятся, что их профессиональное развитие или бизнес будет идти вразрез с их ролью в семье. Но этот барьер можно преодолеть, когда женщины видят примеры других. Лично у меня трое детей и муж, которого я стараюсь иногда вовлечь в работу (например, он может стать видеооператором на нашей конференции). Когда члены семьи включаются в то, что делает женщина, они лучше понимают важность ее работы для нее.
Главный инструмент для совмещения семейных забот и успешной работы — гибкий график во всех его формах. Нужно просто найти то, что будет работать лучше всего именно для вашей семьи. Ну и время для себя — это одна из важных частей этого уравнения. Если вы любите йогу, обязательно нужно найти время для занятий. Если вы любите бег или походы, нужно найти «окна», чтобы побыть на природе. В жизни женщины-предпринимателя обязательно должно оставаться пространство, где она чувствует себя самой собой. Особенно если это основательница стартапа, жизнь которого — череда взлетов и падений.
— Как в целом тот факт, что женщины более эмоциональны, помогает им в бизнесе?
— У многих из нас есть врожденная способность смотреть на каждую новую ситуацию не как на потенциальную угрозу, а как на возможность. А эмоции позволяют женщинам лучше понимать потребности своей целевой аудитории, по-настоящему сопереживать ее потребностям.
Строя свою карьеру как ученый, я всегда думала, что должна подавлять свои чувства. После того как я начала работать в Hera Hub, я почувствовала прилив уверенности в том, чтобы быть самой собой, задействовать то, что отличает меня как предпринимателя от других. Как только я позволила себе быть более эмоциональной, моя сеть бизнес-контактов стала быстро расти. Я уверена, что женщины могут использовать свой эмоциональный интеллект, чтобы получить так необходимую им уверенность. Это поможет им построить сильный бизнес, лучше «сливаясь» с его целевым рынком.
— Ваши впечатления от проектов, созданных российскими женщинами.
— Я абсолютно влюбилась в идеи проектов в России: от голографической шоколада до создателей квестов с работниками театральной индустрии. Все женщины, которых я встретила в Санкт-Петербурге, были в состоянии сформулировать свои бизнес-идеи и показать, как они могли бы вывести их на рынок.
Например, я услышала отличную презентацию от проекта новой социальной сети для мам, работающих на дому, которые могут получить возможность работать менеджерами для малых и средних предприятий. Основательница этого проекта переехала из Сибири в Казахстан с мужем и пятью детьми. А для короткой акселерации в ИТМО она приехала с маленьким ребенком. Другая, понравившаяся мне бизнес-идея, — SaaS-платформа для молодых юристов, желающих сделать юридические услуги доступнее для физических лиц и малого бизнеса.
В отличие от американских основательниц проекта российские девушки были менее уверены в своих идеях и перспективах их коммерциализации. Эту проблему можно решить только общением — настолько важны для женщин, открывших новый бизнес, обратная связь, одобрение и поощрение. В России, как я узнала, бизнесов-ангелов больше интересуют стартапы, уже имеющие доход. А для университетских инноваций «долина смерти» может быть еще длиннее. От работы над открытием в университетской лаборатории до проникновения продукта на рынок и проекта с постоянной выручкой может пройти очень много времени. Все это нужно учитывать основателям проектов, но в целом в их успехе я не сомневаюсь.