Быть умным: зачем родители, выбравшие домашнее образование, учат не ребенка, а себя
В блоге "Учим дома" Дарья Лаговская рассказывает о всех этапах семейного эксперимента по домашнему обучению сына Мити. В своей первой статье она объясняла, по каким причинам Митя не пошел в обычную школу.
Когда я только размышляла про семейное образование, то читала в интернет-сети прекрасные истории. Почти все авторы рассказывали, как их дети охотно учатся дома: вот они просыпаются и сразу хватаются за книгу, потом читают за завтраком, после пишут сочинения, учат несколько языков и обязательно посещают минимум два кружка. Картина вырисовывалась идеальная! Я хищно потирала руки, мечтая, что нас тоже это ждет, ведь мы выбрали свободу от классно-урочной системы. Я представляла, как познавательный интерес будет бить из Мити ключом, грызть гранит науки он будет сразу после пробуждения, еще до чистки зубов, а я в это время буду пить кофе в уголке и писать тексты.
Но заведя этот блог, я сразу решила рассказывать про наш опыт объективно, а не только показывать идеальную картинку из глянцевого журнала. Поэтому пишу все как есть.
К моему искреннему удивлению и громкому негодованию мужа — где, мол, все это непринужденное обучение? Митя все так же долго просыпается по утрам и до обеда ходит по дому в пижаме. После завтрака я начинаю намекать на уроки. В итоге только часам к 11 мы садимся за стол, когда все обычные первоклашки уже возвращаются после школы домой.
Как вообще устроено семейное образование? В Федеральном законе №273 «Об образовании в Российской Федерации» прописано несколько вариантов обучения дома: очно-заочное - когда ребенок прикреплен к школе и может посещать выборочно уроки; заочное - когда ребенок появляется в школе для сдачи аттестаций; семейное - когда аттестации — это право, а не обязанность и семья выбирает, когда и как сдавать экзамены (обязательные только в 4, 9 и 11 классах). Есть еще анскулинг, когда следуют за интересом ребенка и занимаются только тем, чем он хочет сам. Мы решили, что для того, чтобы не бояться предстоящих обязательных экзаменов и систематизировать знания, все же лучше сдавать ежегодные аттестации, но в щадящем режиме, прикрепившись к частной дистанционной школе. И наша задача сейчас - пройти программу первого класса, сделав это легко и без нажима на ребенка.
Вернусь ненадолго к началу сентября, к первым дням обучения Мити. Мы с мужем всеми силами пытались не делать из нашего дома школу. Но из-за нашего собственного детского опыта все равно получалось что-то на нее похожее. Оглядываясь назад, я понимала, что 10 лет моего обучения за партой все равно не прошли даром для моего сознания. Я даже не замечала, как мои «надо» или «должен» начали довлеть в диалогах с сыном, ведь для меня и моих ровесников школа всегда ассоциировалась с преодолением трудностей и борьбой. Хотя ладно, что я вру, мне моя школа нравилась, училась я хорошо и прилежно. Но вот осадок, что знания даются скучно, что «детство кончилось и начались серые будни», остался. И школьные штампы даже сейчас продолжают вылезать откуда-то из глубин. Вот с этим мне и пришлось бороться в первый учебный месяц Мити. Бороться с собой, а не с ребенком.
А чтобы помощь была не угрожающей, нужно вспомнить инструктаж из самолета: «Сначала наденьте маску на себя». Поэтому, выбрав семейное обучение, нужно думать не о том, как у ребенка получится учиться дома, а о том, потянешь ли ты такой эксперимент. Я, например, первый месяц дергалась, когда Митя в промежутках между строчками прописи пытался соединить кубики лего. Но так ли это страшно было на самом деле? Ведь строчки просто развивают моторику, но и конструктор делает то же самое. И когда я наконец научилась не обращать на это внимание, проще стало всем.
Дальше мы решились на большее — мы отказались от четкого расписания. Митя теперь сам говорит, чем он будет заниматься в первую очередь, а что вообще видеть и делать не хочет. Допустим, иногда он может читать букварь и делать в нем задания больше часа не отвлекаясь, потом сам читает книжки, и если на следующий день он говорит, что чтение сегодня делать не хочет, то мы вполне можем больше позаниматься математикой. На самом деле так даже проще: не нужно заставлять ребенка что-то делать, он сам осваивает материал, к которому готов. Поэтому когда Митя попросил рассказать ему, что такое «пять целых семь десятых», которое встретилось нам в научной книжке, то я объяснила ему понятие дроби. К слову, эту тему не проходят по программе первого класса, но его заинтересовали дробные числа. Митя в общих чертах понял про дроби, и теперь говорит, например, что съест только одну вторую часть супа.
С почерком на самом деле проблем не было совсем. Не в том смысле, что у Мити он каллиграфический, а в том, что мы не придаем этому значения. Плюс сейчас есть исследования, что дети не способны еще аккуратно писать в силу особенности формирования мозга, так зачем от них этого требовать. Поэтому руку он тренирует, но мы не ругаем его за помарки, неровности, на полях прописи можно рисовать роботов, можно писать цветными ручками, можно писать даже под столом, главное — отрабатывать навык. Хотя Митя недавно признался, что ему больше нравится писать печатно, и мы разрешили на время убрать прописи, но теперь он пишет в день несколько предложений печатными буквами. Например, выдуманные истории про динозавров. Да, пишет с ошибками, а мы потом разбираем написанное. Митя выделяет самые красивые буквы и те, которые он сам хотел бы улучшить. Это помогает не зависеть от чужих оценок, а самому воспринимать себя адекватно. Но главное в этой истории — маленькая победа, заключающаяся в том, что Митя сам решил писать строчки и делает это охотно. А это и есть наша главная цель — научить сына получать знания самостоятельно, потому что ему этого хочется, а не потому что так надо.