Что покупать: исторические особняки, фамильные дома, дома-музеи и первую линию Лазурного Берега с выходом к морю
Где покупать: Англия, включая Лондон, юг Франции
Рекомендация: покупать и отдавать под управление (сдавать)
Инвестиции в недвижимость, даже самую эксклюзивную, можно отнести к «страстным», только если мы говорим о российских инвесторах. Сегодня за деньги можно арендовать все что угодно, недвижимость любого класса и размера, включая памятники архитектуры. Однако именно российские клиенты, арендовав уникальную недвижимость, приходят к мысли, что хотят обладать драгоценными метрами уже как полноценные собственники. Русскому человеку тяжело привыкнуть к мысли, что дом может быть временным: в нашем национальном менталитете заложено, что дом — это тихая гавань, крепость, которая у нас «навсегда». Поэтому любые вложения в редкую дорогую недвижимость — настоящая страсть его обладателя: с точки зрения владельца, он покупает не просто «замок с историей», он вьет в этом замке свое «родовое гнездо». Хотя и с инвестиционной, и чисто с практической точки зрения покупать именно европейские замки я бы не рекомендовала: чаще всего это очень неликвидный актив.
Сегодня в фокусе инвесторов, ищущих редкую недвижимость, — Англия и юг Франции. Это регионы, которые будут востребованы и будут расти при любой ситуации на рынке. Недвижимость в этих странах, с одной стороны, безусловно, является предметом роскоши, но в годовом приросте может дать хорошую прибыль.
В Англии сейчас покупает весь мир, не только Россия. За последние несколько лет метры в Лондоне подорожали на 20-30% — и это по самым скромным подсчетам.
Самое выгодное вложение — покупка исторических особняков, домов-музеев, которые на рынке можно пересчитать по пальцам. Моя коллега в 2007 году в Лондоне подбирала жилье для клиента, который поставил задачу найти «дом с душой». В престижном районе Лондона Mayfair она нашла дом, который был переделан из старой школы середины XIX века (1830-й год). В свое время ее посещал Лев Толстой (все это, конечно, было подтверждено документально). Русскому писателю насколько понравилась школа с точки зрения архитектурного устройства (она выстроена в форме восьмиугольника), что, вернувшись в Россию, он стал строить школы по английскому типу. В особняке все было пропитано «русским духом» — на стенах до сих пор висят старые гравюры с цитатами Толстого. Вместе с резиденцией предлагалась и внушительная приусадебная территория с садом.
Внутри дом был полностью переделан — там были все современные коммуникации, но при этом осталась антикварная французская мебель XVIII века, которая, кстати, также входила в лот продаж. Вообще, это хороший тон для подобных домов — продавать недвижимость с обстановко: мебель и декор тоже считаются составной частью дома.
Владелец дома, француз, хотел продать здание своим соотечественникам. Но моя коллега убедила хозяев продать дом именно ее клиенту — с учетом исторических связей дома с Россией и сохранения культурной преемственности. Покупатель остался доволен: он заплатил за дом £16 млн. Сейчас, спустя семь лет, по самым скромным оценкам, эта недвижимость стоит не меньше £50 млн, хотя владелец не рассчитывал на прибыль.
Во Франции лучше всего вкладываться в недвижимость на Лазурном берегу. Даже в момент последнего кризиса 2008 года, когда эксклюзивная недвижимость падала по всему миру, в этом регионе цены не изменились. Лучшие предложения — это дома, которые находятся на первой линии Лазурного берега. Это, конечно, уникальные дома сами по себе, и сделки по продаже подобных домов всегда проходят off-маркет.
Совет: Вложения в недвижимость можно сделать выгодными, рефинансировав сделку через кредит, что помогает сэкономить на налогах. Например, во Франции кредит на такую покупку обойдется в 2-3%, что вполне соотносится с налогом на роскошь, которые платят владельцы «дорогих метров». А если наш соотечественник покупает дом за €40 млн на Кап-Ферра, который сразу дает в управление как актив и получает за это, скажем, до 4-5% годовых, то даже с вычетом стоимости кредита покупка может приносить доход.