К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Рассекая волны: как женщины служат во флоте

Рассекая волны: как женщины служат во флоте
Шесть героинь, чьи истории показывают: женщина на корабле — не к несчастью, а к успешной карьере

В декабре прошлого года военно-морской флот США впервые в истории выбрал женщину для командования атомным авианосцем — ею стала Эми Бауэршмидт. Она стала первой женщиной, которая будет управлять подобным судном.

История знает крупных судовладелиц, которые управляли трансатлантическими торговыми компаниями, и женщин-пиратов, наводивших ужас на капитанов-мужчин. Но все же до XIX века единственной женщиной на корабле нередко была фигура, украшавшая бушприт. До 1970-х годов многие морские академии не принимали женщин.

В высших эшелонах круизной индустрии женщины составляют лишь 5,4%, при этом доля женщин в общем числе сотрудников — 18–20%. Однако ситуация меняется, например, компания Virgin Voyages (принадлежит Virgin Group и Bain Capital) прямо заявляет о том, что гендерное разнообразие — один из ее приоритетов. Однако в военно-морском флоте до гендерного баланса пока далеко.

 

Forbes Woman собрал истории женщин — первопроходцев в море.

Эми Бауэрншмидт
U.S. Navy

Эми Бауэрншмидт

Командир атомного авианосца (2021)

Эми Бауэрншмидт окончила Военно-морскую академию США в 1994 году, служила пилотом-вертолетчиком, командовала эскадрильей во время операции «Несокрушимая свобода» (официальное название всех военных действий США в ответ на теракт 2001 года, длилась до 2014 года), налетала 3000 часов. В 2016 году Бауэрншмидт стала старшим помощником капитана атомного авианосца «Авраам Линкольн» с экипажем 5000 человек. В 2018 году в рамках подготовки к назначению капитаном атомного авианосца (какого именно, пока неизвестно) командовала десантным транспортом-доком в Сан-Диего. Она приступит к обязанностям капитана осенью 2021 года, а до этого должна будет пройти дополнительную подготовку по управлению атомоходом.

Мишель Ховард
U.S. Navy

Мишель Ховард

Адмирал флота (2014)

Формально первой женщиной-адмиралом была гречанка Ласкарина Бубулина — звание ей присвоил российский император Александр I в 1821 году. Однако Бубулина не командовала флотом, она была судовладелицей и участвовала в борьбе против османского владычества. Так что ее назначение можно считать скорее символическим.

Американка Мишель Ховард, ставшая адмиралом в 2014 году, с 12 лет мечтала о флоте, в 17 лет поступила в Военно-морскую академию. Служила на борту плавучей базы подводных лодок и авианосца. В качестве главного инженера транспорта боеприпасов принимала участие в войне в Персидском заливе. В январе 1996 года стала начальником штаба десантного корабля, участвовала в операции «Объединенное усилие» в Средиземном море. В 1999 году в возрасте 39 лет Говард стала командиром большого десантного корабля USS Rushmore с командой из 750 человек.

В 2004 году была назначена командиром амфибийной эскадры и в этом качестве участвовала в операциях по оказанию помощи жертвам цунами в Индонезии. В 2009 году в качестве командира оперативной группы участвовала в борьбе с пиратством в Индийском океане — в зоне Аденского залива (побережье Сомали), в частности, руководила операцией по спасению захваченного пиратами грузового судна MV Maersk Alabama.

В 2006 году Говард получила звание контр-адмирала младшего ранга, в 2009 году — контр-адмирала, в 2012-м — вице-адмирала. Наконец, в 2014 году она получила звание адмирала. Мишель Говард стала первой женщиной, которая получила высшее звание флота США. Однако звание контр-адмирала женщины получали и до нее — самой первой в 1975 году стала Ален Дюрк, начинавшая свою военную карьеру еще во время Второй мировой в качестве медсестры.

Человек и пароход: первая женщина-адмирал в истории флота

Анна Щетинина
Фотохроника ТАСС

Анна Щетинина

Капитан дальнего плавания (1935)

Анна Щетинина родилась на станции Океанической около Владивостока. Она увлеклась морем в 16 лет после путешествия на пароходе, где подрабатывал ее отец. После школы, в 1925 году, она поступила во Владивостокский морской техникум на судоводительское отделение. Закончив учебу, прошла путь от матроса до старпома и к 27 годам получила право стать капитаном дальнего плавания. В 1935 году состоялся ее первый рейс в этом качестве: в Гамбурге она приняла корабль «Чавыча» и привела его на Камчатку.

Когда началась война, Щетинина на пароходе «Сауле» перевозила солдат, патроны, снаряды, уголь и топливо через Финский залив. Когда пароход подбили по пути в Таллин, она стала капитаном судна «Либерти», на котором  курсировала от Владивостока до Канады и США и обратно, перевозя военные припасы и снаряжение от союзников.

После войны она служила в Балтийском пароходстве. Преподавала сначала в Ленинградском высшем инженерном морском училище (с 1951 года была деканом судоводительского факультета), затем во Владивостокском высшем инженерном морском училище (сейчас — Морской государственный университет им. Невельского). Возглавляла Приморский филиал Географического общества СССР. Написала книги «На морях и за морями», «На разных морских дорогах».

Людмила Тибряева
Майстерман Семен·Фотохроника ТАСС

Людмила Тибряева

Арктический капитан (1987)

Людмила Тибряева решила связать свою жизнь с морем еще в шестом классе, когда написала сочинение о мечте «стать моряком и растопить льды на Севере», чем удивила учителей и одноклассников. Когда она выросла, то стала посылать письма в Ленинград, Одессу, Москву — в Министерство морского флота, но все отвечали: «Девушек в мореходное училище не принимаем». Тогда она поступила в институт гидрографии в Ленинграде.

24 января 1967 года 19-летняя девушка отправилась в свой первый рейс на ледоколе «Капитан Белоусов». Летом студентка-заочница поехала в Ленинград сдавать экзамен, а ледокол отправился в Арктику. В 1987 году Людмила Тибряева впервые вышла в море капитаном. Она 20 лет шла к этой цели, пройдя путь от матроса без класса до помощника капитана, и 20 лет проработала на этой должности.

Тибряева стала членом Международной ассоциации морских капитанов, а в 1998 году получила орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

Кристина Хойновская-Лискевич
zeglarski.info

Кристина Хойновская-Лискевич

Первая женщина, совершившая одиночную кругосветку (1976–1978)

Кристина Хойновская-Лискевич родилась в Польше в 1937 году. Еще в школе она начала заниматься парусным спортом. После окончания Гданьского политехнического института работала конструктором судов на Гданьской судоверфи.

В 1960 году Хойновская-Лискевич стала штурманом, в 1966-м получила сертификат капитана и лицензию на управление парусными яхтами. А через 10 лет решила повторить достижение канадца Джошуа Слокама и совершить одиночную кругосветку.

В феврале 1976 года она вышла из гавани Лас-Пальмас на Канарских островах на яхте Mazurek. Пересекла Атлантический океан, через Карибское море приплыла к Панамскому каналу и вышла в Тихий океан. Через Таити и Фиджи дошла до Австралии, затем пересекла Индийский океан. Пройдя мыс Доброй Надежды, она направилась на север и в марте 1978 года вернулась в исходную точку. Ее путешествие длиной 31 166 морских миль (57 719 км) длилось 401 день.

Завершив свое путешествие, Хойновская-Лискевич лишь немного обогнала британку Наоми Джеймс, которая завершила собственное кругосветное плавание в июне того же года. Путешествие Джеймс длилось всего 272 дня, при этом она обогнула мыс Горн, а не прошла по Панамскому каналу. В 1988 году австралийка Кэй Котти стала первой женщиной, совершившей одиночное кругосветное путешествие без остановок. В 2013 году британка Джин Сократес совершила одиночную кругосветку, побив возрастной рекорд: ей было 70 лет.

Одна вокруг света: главная улица Америки и дотошные шерифы

Карин Старе-Йансон
Facebook

Карин Старе-Йансон

Капитан круизного лайнера (2007)

В семь лет шведка Стар-Йансон научилась плавать на маленькой лодке, которую ей подарили родители. В детстве она посещала парусный лагерь и участвовала в гонках. Повзрослев, получила степень бакалавра морских наук в Технологическом университете Чалмерса в Швеции и лицензию Unlimited Masters License, позволяющую управлять практически любым кораблем. После чего она девять лет проработала в сфере грузовых перевозок (в основном на нефтеналивных танкерах и танкерах-химовозах).

В 2007 году Карин стала первой женщиной-капитаном во флоте из 21 корабля и первой женщиной, которая командует крупным круизным лайнером — перевозит более двух тысяч гостей и 850 членов экипажа.

Уильям Браун
Public Domain

Уильям Браун

Первая темнокожая женщина в Королевском флоте Великобритании (1815)

Об этой женщине, чьего настоящего имени мы не знаем, впервые стало известно из заметки, опубликованной в британском альманахе «Ежегодный реестр» за 1815 год. Автор сообщал, что на борту корабля «Королева Шарлотта» была обнаружена африканка, которая прослужила во флоте 11 лет. Ее описывают как высокую, физически сильную женщину 26 лет. Она отлично справляется со своими обязанностями, за что регулярно получает вознаграждение, пишет автор, манерами же не отличается от сослуживцев, с которыми любит пропустить стаканчик грога. На флот она пришла, поссорившись с мужем.

Ученые спорят о том, насколько правдоподобна эта история — в списках экипажей «Королевы Шарлотты» есть Уильям Браун, но это мужчина 32 лет из Шотландии. Впрочем, среди тех, кто был уволен с корабля, значится некий У. Браун, присоединившийся к команде в Гренаде. В графе «причина увольнения» значится: «оказалась женщиной».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+