К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

За бодипозитив и против харассмента: 5 фильмов Beat Film Festival о женщинах

За бодипозитив и против харассмента: 5 фильмов Beat Film Festival о женщинах
Крестная мать граффити-культуры, первая в мире женская команда в яхтенном спорте, создательницы культового парижского магазина и другие героини, истории которых стоит посмотреть на фестивале документального кино о современной культуре Beat Film Festival

С 1 по 14 августа офлайн в Москве и онлайн — на площадке сайта «КиноПоиск» — пройдет 10-й по счету фестиваль документального кино о современной культуре Beat Film Festival. В программе — фильмы о католиках, изучающих кунг-фу, истории о русском рэпе, Берлинской стене и многое другое. Forbes Woman отобрал пять наиболее интересных картин, в центре внимания которых оказались женщины.

Армия плюс (Fat Front)

Армия плюс (Fat Front)

Бодипозитивный документальный фильм рассказывает о квартете скандинавских девушек (датчанка, две норвежки и шведка) с лишним весом, объявивших войну стандартам худобы в современном обществе. Они выкладывают достаточно откровенные фотографии в Instagram, не стесняясь своего тела (и смеются, что их блокируют, в отличие от аналогичных фото красоток 90-60-90), открывают секонд-хенды для полных женщин и организовывают акции в поддержку людей, чьи нормы тела не укладываются в стандарты, навязанные устаревшей светской культурой. Фишка фильма — в многочисленных интервью с девушками, в которых они совершенно не боятся ни камеры, ни интервьюеров. Они рассуждают о своем отношении к собственному телу, обнажаются и позируют — и вообще всячески демонстрируют, что хорошему человеку вес не помеха. У режиссеров-тезок Луизы Детлефсен и Луизы Унмак Кьелдсен получилось немного односложное, но очень бодрое и оптимистичное кино, которое держится на энергетике своих героинь.

Почему это нужно смотреть? 

Четыре активистки ведут эмоциональный и честный разговор, не боясь подшучивать над самими собой: «Я не знаю адекватной альтернативы слову «толстый», так что для меня это звучит как комплимент». Приватизируя негативное значение определения «полнота тела», они дают ему новый смысл, отождествляя его в рамках своей социальной страты со словами «сексуальный», «красивый», «соблазнительный» (так же в свое время афроамериканцы приватизировали знаменитое n-word). Один из самых забавных, и одновременно показательных моментов — когда одна из девушек рассказывает, что у некоторых атлетически сложенных мужчин, знакомящихся в Tinder, есть своеобразный фетиш на полных женщин, но даже на свиданиях они стесняются собственных желаний, боясь быть осужденными за свои вкусы. Хотелось бы, конечно, послушать девушек, которые не имеют таких возможностей для репрезентации, как эти четыре образованные и умные героини, но и в таком виде «Армия плюс» может что-то изменить к лучшему в нашем мире.

Под запись (On the Record)

Под запись (On the Record)

Это уже четвертый документ эпохи #metoo (после картин о Майкле Джексоне, Харви Вайнштейне и Ар Келли), на этот раз посвященный фигуре влиятельного музыкального продюсера, главы известнейшего лейбла Def Jam Рассела Симмонса, ответственного за выпуск альбомов таких легенд хип-хопа, как Notorious B.I.G., Beastie Boys, Public Enemy и других. Человек с непробиваемым авторитетом, который мог в одночасье построить и разрушить карьеру практически любого попавшего к нему человека, в 2017 году он был обвинен в домогательствах и изнасилованиях женщин на своем лейбле. Главная героиня фильма, Дрю Диксон, в молодости была A&R-менеджером в организации, которой помогал совершать первые шаги в индустрии лично Симмонс. В 1990-х он предложил ей послушать записи молодых и перспективных исполнителей, пригласил ее домой и там изнасиловал. На новом лейбле эта ситуация почти повторилась, но теперь уже с другим продюсером.

Почему это нужно смотреть? 

Этот фильм приоткрывает ящик Пандоры, обнажая одну не слишком очевидную на данный момент проблему, связанную с тем, что движение #metoo в основном отстаивает права белых женщин. Поставить под сомнение авторитет одного из важнейших музыкальных продюсеров в бурно развивающемся жанре рэп-музыки все равно что выйти с шашкой наголо против Оптимуса Прайма. И большинство темнокожих людей, для которых хип-хоп — непререкаемая святыня, просто побоятся даже предположить, что рассказанная Дрю Диксон история может оказаться правдой. Тем не менее, она не испугалась, даже осознавая риски: «Я прекрасно понимаю, что тем самым я возвращаюсь в то время, которое так сильно хотела выбросить из головы, но иначе нельзя». Фильм говорит и о другой, не менее важной проблеме: сложившейся в хип-хоп-музыке культуре принижения прав женщин, в частности темнокожих, которые автоматически причисляются к «b*tches» и «whores». Отсюда и отношение к ним, уже не только в песнях, как к мусору, расходному материалу, который можно использовать и выбросить на помойку.

Марта Купер: история о граффити (Martha: A picture story)

Марта Купер: история о граффити (Martha: A picture story)

Как сказано на сайте BFF, этот фильм — история «доброй крестной стрит-арта». Так и есть: Марта Купер, знаменитый фотограф и культовый персонаж для уличного искусства Нью-Йорка, а ее книга Subway Art стала настоящим манифестом граффитчиков, открывшим миру всю прелесть настенного искусства. Вне зависимости от того, как вы относитесь к стрит-арту, — считаете ли его вандализмом, сочувствуете ли уличным художникам, или вообще никогда не интересовались этим вопросом, — фильм австралийки Селины Майлз будет интересен всем людям, неравнодушным к изобразительному искусству. Купер по характеру и настрою немного напоминает другую «добрую фею», только кинематографа, — французского режиссера Аньес Варду. Как и она, Марта неутомимо путешествовала по всему миру, выискивала лучшие кадры и пейзажи, созданные балончиком (или огнетушителем!) с краской, фотографировала детей в бедных кварталах, собирающих игрушки из подножного мусора, и популяризировала маргинальные некогда культуры. И делала это с чистым сердцем, как рыцарь с открытым забралом.

Почему это нужно смотреть? 

Искусствоведческая ценность фильма — в рассказе об истоках граффити-культуры, ставшей своего рода кластером самовыражения в США 1970-х, когда права и свободы людей власть имущие пытались ущемлять. Для тех, кто считает настенную живопись варварством, он, возможно, расскажет о протестных нотах и наведет на мысль, что подобное самовыражение не может быть делом случайным — это всегда осознанная, целенаправленная деятельность. Но гораздо интереснее все равно фигура самой Марты, которая заряжает удивительным жизнелюбием и оптимизмом: она уже 50 лет занимается фотографированием одних и тех же вещей, всегда умудряясь находить что-то новое. Показателен для описания характера Купер эпизод, в котором ее попросили, как «свою» в бедных кварталах, сфотографировать представителей молодежных банд — а она в итоге пришла с фото первых в мире брейкдансеров. Ну и, конечно, это очень бодрый и позитивный гид по огромной области американской и мировой культуры, спрессованный в увлекательный 80-минутный гимн жизнелюбию.

Colette, любовь моя (Colette Mon Amour)

Colette, любовь моя (Colette Mon Amour)

Colette, парижский бутик, регулярно попадавший в списки Forbes как «самый модный магазин мира», стал для фешен-индустрии не просто культовым местом, но и своего рода мерилом настроений, — и потому для многих его закрытие в 2017 году стало рубежным моментом, разделившим сферу моды на «до» и «после». Фильм Хьюса Лоусона-Бади — это не только признание в любви к главному концепт-стору Франции, который для модников мира был известнее, чем Лувр и Эйфелева башня, но и своего рода прощальная киновечеринка с участием громких имен. Музыканты Канье Уэст и Фаррелл Уильямс, художник Брайан Доннелли и, конечно, основательницы магазина Колетт Руссо и ее дочь Сара, которые рассказывают о закрытии Colette не как о какой-то трагедии, а как о чем-то забавном и даже веселом, — просто эпизоде в истории как индустрии моды, так и Парижа и Франции в целом.

Почему это нужно смотреть? 

Через разговоры приглашенных гостей зритель, даже раньше ничего не слышавший о Colette и равнодушный к миру моды и красивой одежде, узнает, что же такое фешен-тусовка в целом. Это не просто компания красиво одетых и галантных мужчин и женщин, которые готовы целыми днями рассматривать модные шмотки и обсуждать их. «Мы не были брендом — мы были местом»,  — говорит Колетт Руссо. Для нее (и всех) любимый магазин был точкой, где сочетались размышления о прекрасном и разговоры об обыденных вещах. В архивном видео, тайно сделанном одним из покупателей, можно услышать трогательный диалог двух продавцов-консультантов о том, что они сегодня планируют съесть на ужин. Это было место единомышленников, которое определяло настроения и взгляды. «Colette был интернетом до появления интернета» — эта фраза лучше всего характеризует как сам магазин, так и идею, которую хотел донести Лоусон-Бади своим фильмом до зрителя.

Мэйден (Maiden)

Мэйден (Maiden)

Вдохновляющий документ о первой в истории яхтенного спорта команде, целиком состоявшей из женщин. В центре повествования Трэйси Эдвардс, на тот момент (1989 год) 24-летняя девушка, начинавшая свой путь в яхтсмены (или в данном случае яхтсвумены) как корабельный кок и выслушавшая немало шуточек в духе «баба на борту». Выдвижение от Великобритании команды маленького корабля с гордым названием «Девичий» (тот самый Maiden), на котором не было ни одного мужчины, воспринималось как вызов обществу. Соперники-мужчины высмеивали наглых самозванок — а те в итоге взяли и выиграли девятимесячную кругосветную регату Whitbread Round the World Race.

Почему это нужно смотреть? 

Ценность этой истории в ее легкости и взаправдашности: богатый материал из огромного личного архива Трэйси Эдвардс интегрирован в фильм как свидетельство естественности случившегося события. Сексизм и шовинизм в «мужских» видах спорта запечатлен на пленку (хотя иногда и возникают мысли о том, что кое-какие кадры все же были постановочными) и показан зрителю в подтверждение вдохновляющего рассказа героини и ее команды. Причем в нем нет какого-то высокомерия, желания обличить всех мужчин мира и пошатнуть устои — девушки (а теперь уже зрелые мудрые женщины) с юмором рассказывают, что в прессе об экипаже «Мэйден» писали как о «корыте, полном шлюх». Особенно остро это смотрится вкупе с ехидным сочетанием слов Maiden и Great Britain на борту яхты (дословно — «Девственная Великобритания»). Фильм не стоит воспринимать как некий выпад против мужского пола — это красивая и удивительная история, снабженная убедительными доказательствами того, что любые нормы легко размываются, особенно если речь идет о чем-то, связанном с океаном.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+