Как сказано на сайте BFF, этот фильм — история «доброй крестной стрит-арта». Так и есть: Марта Купер, знаменитый фотограф и культовый персонаж для уличного искусства Нью-Йорка, а ее книга Subway Art стала настоящим манифестом граффитчиков, открывшим миру всю прелесть настенного искусства. Вне зависимости от того, как вы относитесь к стрит-арту, — считаете ли его вандализмом, сочувствуете ли уличным художникам, или вообще никогда не интересовались этим вопросом, — фильм австралийки Селины Майлз будет интересен всем людям, неравнодушным к изобразительному искусству. Купер по характеру и настрою немного напоминает другую «добрую фею», только кинематографа, — французского режиссера Аньес Варду. Как и она, Марта неутомимо путешествовала по всему миру, выискивала лучшие кадры и пейзажи, созданные балончиком (или огнетушителем!) с краской, фотографировала детей в бедных кварталах, собирающих игрушки из подножного мусора, и популяризировала маргинальные некогда культуры. И делала это с чистым сердцем, как рыцарь с открытым забралом.
Почему это нужно смотреть?
Искусствоведческая ценность фильма — в рассказе об истоках граффити-культуры, ставшей своего рода кластером самовыражения в США 1970-х, когда права и свободы людей власть имущие пытались ущемлять. Для тех, кто считает настенную живопись варварством, он, возможно, расскажет о протестных нотах и наведет на мысль, что подобное самовыражение не может быть делом случайным — это всегда осознанная, целенаправленная деятельность. Но гораздо интереснее все равно фигура самой Марты, которая заряжает удивительным жизнелюбием и оптимизмом: она уже 50 лет занимается фотографированием одних и тех же вещей, всегда умудряясь находить что-то новое. Показателен для описания характера Купер эпизод, в котором ее попросили, как «свою» в бедных кварталах, сфотографировать представителей молодежных банд — а она в итоге пришла с фото первых в мире брейкдансеров. Ну и, конечно, это очень бодрый и позитивный гид по огромной области американской и мировой культуры, спрессованный в увлекательный 80-минутный гимн жизнелюбию.