К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Богатые тоже ошибаются: писательницы, заработавшие состояние на сомнительных литературных сюжетах

Богатые тоже ошибаются: писательницы, заработавшие состояние на сомнительных литературных сюжетах
Успешные женщины-писатели, от текстов которых разбегаются критики – в обзоре Forbes Woman.

Они написали убийство, любовную историю, антиутопию — и сделали это мучительно плохо. При этом серии книг, вызвавшие у критиков приступы праведного гнева, и экранизации с разгромными рейтингами на Rotten Tomatoes (интернет-сайт, название которого образовано от традиции кидать гнилыми помидорами в артистов, не понравившихся публике) принесли своим создательницам миллионы долларов и толпы поклонников, а иногда заодно дали старт молодым звездам Голливуда, таким как Кристин Стюарт или Дакота Джонсон. Forbes Woman представляет пятерку женщин-писателей, которых вы или не читали, или читали, но вряд ли готовы в этом признаться.

Стефани Майер
PA Photos/TASS

Стефани Майер

Вампиры еще никогда не были так популярны, как в начале нулевых. Предводительницей фанатов белокожего племени стала безработная американка Стефани Майер, создавшая историю любви школьницы Беллы Свон и вампира Эдварда Каллена. Количество проданных во всем мире книг из серии «Сумерки» перевалило отметку 100 миллионов экземпляров через пять лет после выхода первой книги. Три месяца хватило писательнице, чтобы создать бестселлер, за который она получила от издательства $750 000 – а в дальнейшем суммы только множились. Фильмы, снятые по мотивам саги Майер, собрали в мировом прокате более $3,3 млрд. В 2010 году с доходом в $40 млн она стала вторым номером в списке самых высокооплачиваемых писателей Forbes.

Несмотря на оглушительный успех среди подростков, многие не обнаружили в «Сумерках» достойной их критического взгляда истории. Доведенный до абсолютной попсы образ вампира, не обремененные новизной диалоги и застывшие в своих образах персонажи — лишь малая часть ядовитых стрел, летевших в сторону автора. Стивен Кинг и тот прокомментировал творчество Майер, сравнив ее с создательницей серии книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг: «Обе — и Роулинг, и Майер — обращаются напрямую к молодёжи. Настоящая разница между ними заключается в том, что Роулинг отличная писательница, а Стефани Майер не в состоянии написать ничего мало-мальски стоящего».

Девять лет назад создательница саги оставила тему бессмертных упырей и написала «Гостью» — роман о «паразитах сознания» из космоса, которые прилетели поработить землян. Вызвать оглушительный девчачий писк новым сюжетом не получилось, но сомнения в собственных силах Майер пока неведомы.

Э.Л.Джеймс
John Lamparski/WireImage

Э.Л.Джеймс

Пятидесятидвухлетняя английская домохозяйка Эрика Леонард (на обложках книг значится как Э. Л. Джеймс) оказалась на вершине литературного мира всего через два года после выхода эротической саги «Пятьдесят оттенков серого». В 2013 году в ее кармане лежали $95 млн и всемирное читательское признание. Из незамысловатого фанфика по «Сумеркам» она сотворила монстра: новый и тревожно популярный жанр mommy porn. 70 млн копий разошлась история, основанная на сложноподчиненных сексуальных отношениях невинной студентки Анастейши Стил и миллиардера Кристиана Грея: последний не способен получить удовольствия, если не сделает партнеру больно. По задумке автора бизнесмен таким образом пытается избавиться от детских травм — в его душе, пережившей «пятьдесят оттенков зла», холодно, временами дожди и грозы.

Книги из эротической серии стали для многих заскучавших от семейной жизни спасительным произведением. Здесь, как и сто лет назад, есть невинная женщина и опытный мужчина, который соблазняет даму своей красотой и влиянием. Джейс добавляет к этому облегченную версию осуждаемого обществом БДСМ — и получает заветные тиражи. Доходы от двух фильмов франшизы в мировом прокате уже составили почти $1 млрд.

Стыдиться публично не приходится — можно читать в электронном варианте и не ловить осуждающие взгляды. Никогда ещё дурной вкус не был таким доступным.

Дарья Донцова
Пресс-служба Дарьи Донцовой

Дарья Донцова

Обидно, но факт: больше всех современных российских писательниц зарабатывает Дарья Донцова. Ее ежегодный доход давно выражается в сотнях тысяч долларов, а количество романов перевалило за критическую отметку в 150 штук. Отпугнуть начитанного интеллигента и привлечь всеядного филистера могут одни только названия: «Астральное тело холостяка», «Микроб без комплексов», «Принцесса на Кириешках», «Надувная женщина для Казановы», «Безумная кепка Мономаха».

Претензии к Донцовой из года в год высказываются примерно одинаковые: слабая детективная линия, сомнительные афоризмы, высказывания с претензией на философские, вымученный конфликт, предсказуемый финал, а иногда и вовсе плагиат. Между тем сама Донцова личную и литературную жизнь предпочитает не комментировать. Чаще всего ее осуждают, не читая, а если уж читают, то уходят в литературный запой, по итогам которого теряют всякий иммунитет к вирусу масскульта.

Даниэла Стил
Пресс-служба Даниэлы Стилл

Даниэла Стил

После прочтения — выпить немного успокоительных. Королева стереотипного женского романа Даниэла Стил не раз доводила своих читательниц до слез. Суммарный тираж книг за 40 лет писательской карьеры перешел черту в полмиллиарда экземпляров, а состояние Стил оценивается в $310 млн. Стил пишет по три книги в год, не замечая сравнений с не самым качественным заводским производством. На 2017 год в планах — целых семь произведений.

Основа ее литературной плодовитости — многочисленные версии ответа на вечный читательский вопрос: а как там складывается жизнь у богатых мира сего? Ее главные героини далеки от реальности — и любых феминистских тем: они непременно прекрасны, богаты и знамениты, на работе их ждет успех, дома — муж, любовник, тайный поклонник. Они борются с раком, колонизируют Марс, прячутся от ужасов Второй мировой войны, снимаются в фильмах, спасаются от террористов-революционеров — кажется, любые декорации подойдут, лишь бы в финале упасть в чьи-нибудь крепкие объятья и забыть о неожиданных сюжетных поворотах до следующей авторской задумки.

Вероника Рот
Casey Curry/Invision/AP

Вероника Рот

Подростковая литература продолжает истязать своих несовершеннолетних героев и генерировать гонорары с шестью нулями. В 2011 году на тот момент 23-летняя американка Вероника Рот заработала $17 млн на дебютном романе «Дивергент», экранизация которого в 2014 году собрала в прокате $270 млн. Спустя три года после издания, первая часть трилогии о жизни в постапокалиптическом Чикаго насчитывала продажи почти в 4 миллиона экземпляров. В 2015 году, по оценке Forbes, Рот заработала $25 млн – в том числе на фоне выпуска весной того года экранизации «Инсургента», которая собрала в мировом прокате $295 млн.

Держа в голове успех «Голодных игр», создательница «Дивергента», «Инсургента» и «Эллигента», может быть, и повысила словарный запас школьников, но при этом не привнесла в жанр антиутопии ничего нового. Есть здесь и весьма изнурительный обряд инициации, и сначала тайное, а потом открытое противостояние системе, и подавление правительством трудно контролируемых граждан, и борьба со свободой воли с помощью медицинского вмешательства.

Не обремененная скрытой между строк реальной критикой существующего политического режима «антиутопия для старшеклассников» сейчас находится на пике, так что есть надежда, что будет и закат.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+