Автор - генеральный директор консалтинговой компании Esper Group
Январь прошел, самое время для подведения итогов 2011 года на рынке одежды, обуви и аксессуаров — пусть даже и несколько предварительных, поскольку полных данных за последний квартал нет. В то время как другие отрасли довольно серьезно потрясывало, упомянутый выше рынок переживал пусть не самые лучшие, зато довольно стабильные времена. 2011-й, с его ростом на 7,9%, лучше всего охарактеризовать как год стабилизации. На него возлагали большие надежды после кризисного, однако чуда не произошло. Темпы роста рынка по-прежнему ниже предкризисных, россияне покупали в основном во время распродаж.
Единственный канал продаж, который уже не первый год показывает значительный рост, — онлайн-торговля. Уже сейчас на него приходится 8% всего рынка, тогда как в 2008 году доля эта составляла всего лишь 3,4%. С одной стороны, ничего необычного — во всем мире даже на практически стагнирующих рынках онлайн показывает хорошие результаты. Однако то, что представляет собой онлайн-сегмент рынка одежды, обуви и аксессуаров, заставляет по-настоящему задуматься о том, что у нас действительно во всем свой особый путь.
Начать хотя бы с того, что во всем мире люкс сторонился онлайна. Совсем еще недавно казалось, что интернет разрушающим образом сказывается на имидже брендов с историей и традициями. Люкс вышел в онлайн только в тот момент, когда то, что происходит в интернете, стало невозможно игнорировать. В России же наоборот: истоки онлайн-торговли связаны напрямую с люксовым сегментом. На Москву и Санкт-Петербург в продажах люкса приходится более 70%, на оставшиеся города — 30%. Тоже деньги, только собрать их очень сложно. И лучший доступ к этим покупателям — как раз онлайн.
Кроме того, не надо забывать, что в регионах действует специфическая схема потребления: в основном там покупают аксессуары, и делают это не только обычные потребители люкса, но и те, кто предпочитает одежду из сегмента пониже. Аксессуар — демонстрация статуса.
C другой стороны, в онлайне хорошо себя чувствует премиум-сегмент — нишевые, дизайнерские марки, которые за счет высоких издержек в brick-and-mortar становятся неконкурентоспособными по цене, а в онлайне, напротив, развиваются.
Масс-маркету было совсем не до онлайна — слишком много еще рынков, не охваченных физическим ритейлом. Однако игроки-ветераны (типа Baon), которые уже присутствуют в максимальном числе регионов, или те, чей спрос рассчитан на молодую аудиторию (как, например, Kira Plastinina), начинают все активнее вести онлайн-продажи.
Известны также другие крупные отечественные игроки рынка, которые выйдут в ближайшее время в онлайн. Такое развитие ситуации начнет постепенно влиять на высокую консолидацию игроков: сейчас на шесть крупнейших магазинов приходится 40% всего рынка. Причем делится он почти поровну на три разных типа онлайн-ритейлеров: клубы закрытых распродаж, аналоги каталогов и собственно интернет-магазины.
В 2012-2013 годах стоит ожидать выхода на рынок монобрендовых отечественных игроков, а титаны рынка — пул Inditex, H&M, Uniqlo — в полной мере возьмутся за интернет-ритейл не раньше чем через два года. Им всем еще есть куда физически расти в России. Да и российские потребители пока не готовы отказаться от походов по магазинам: по результатам проведенных нами опросов, более 60% отказываются от идеи покупать одежду онлайн, поскольку не уверены в соответствии товара картинке, опасаются проблем с примеркой. Им проще посмотреть вещь на сайте и приехать в магазин, чтобы там совершить покупку. Кроме того, во всех без исключения сегментах покупатели ожидают более низкую, чем в магазинах, цену и совсем не готовы платить за доставку. А также чураются оплат по картам.
Система онлайн-платежей — этот ящик Пандоры, в который надо отправить кровно заработанные деньги, — отпугивает от совершения покупки. Платить за доставку покупатели тоже не готовы, что в принципе объяснимо, учитывая уровень оказываемого сервиса в подавляющем большинстве случаев. Курьерские службы — достойные наследницы нашей славной почты, и гонцы, извлекающие из спортивной сумки ваш наскоро упакованный в нечто заказ, точно не создают дополнительной ценности бренда, но особенное ощущение от покупки а-ля 1990-е — наверняка. Никакого флера и ленточек Net-a-porter, вот он — наш родной, сермяжный онлайн-ритейл.