К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Можно ли разрешать боссу кричать на себя?

фото Diomedia
фото Diomedia
В российских компаниях менеджмент на повышенных тонах — распространенная проблема

Как-то на днях я обедала  с одной своей русской знакомой, и в разговоре мы затронули тему, которую я назову здесь «менеджмент на повышенных тонах». Моя подруга занимает высокую должность в одной крупной российской компании. Ее босс, генеральный директор, раньше общался с ней на повышенных тонах, потому что с ним, в свою очередь, так обычно разговаривал его босс, акционер. Это продолжалось до тех пор, пока однажды моя знакомая его не предупредила, что за каждый день, когда он повышает на нее голос, она будет вынуждена брать выходной, чтобы отойти от стресса. Босс чрезвычайно ценил мою знакомую как специалиста и потому изменил тон общения незамедлительно, переключившись на других, более уязвимых членов команды.

И эта недавняя дискуссия, и мой многолетний опыт ведения интервью с кандидатами, которые рассказывали, почему больше не хотят работать на своих боссов, дали мне повод предполагать, что в российских компаниях менеджмент на повышенных тонах — распространенная  проблема.

Моя знакомая прекрасно справилась с той ситуацией. Она не сдалась, не ушла из компании и не стала за спиной у босса обсуждать эту проблему с другими коллегами-руководителями, а решила ее спокойно, уверенно и профессионально. И была услышана. Но если бы босс продолжил общаться в привычной для него манере, она наверняка уволилась бы. Хотя это могло создать определенные трудности как для него, так и, возможно, для нее.

 

Сегодня я сама себе начальник. Я владею собственной компанией Staffwell, никому не подчиняюсь, никто не повышает голос на меня, а я не кричу на других — ни вслух, ни про себя. Мне это нравится. Так, на мой взгляд, и должно быть. Однако если вспомнить всех, с кем я когда-либо была знакома по работе или в частной жизни, то среди них определенно найдется несколько «громких» персонажей.

Мой бывший руководитель и несколько членов его команды из числа топов (все англичане) предпочитали общаться на повышенных тонах со всеми, включая меня. Поначалу такой накал страстей меня веселил, это сильно отличалось от более спокойного стиля общения в американских компаниях, в которых я работала до этого. Но вскоре я поняла, что подобное поведение непрофессионально, непродуктивно, скучно и демотивирует сотрудников. После многих лет тесной работы с предпочитающим такой стиль начальством я вдруг обнаружила, что переняла у них эту манеру и сама начала разговаривать точно так же. К счастью, у меня хватало такта не переносить негатив на своих ближайших коллег и подчиненных.

 

Что касается моего окружения в частной жизни, то, как я заметила, гораздо чаще срываются на крик те, кто не доверяет другим, кому недостает честности, ответственности, уверенности в себе и прямоты, кто обладает иным типом мышления и взглядами — в отличие от тех, кто близок мне по характеру. С опытом приходит понимание того, рядом с какими людьми нам комфортнее всего работать и жить.

Суть в том, что крик на рабочем месте у большинства людей провоцирует стресс. Из-за стресса снижается производительность труда, а это приводит к ослаблению компании. Гораздо приятнее и эффективнее услышать просьбу «Мне чрезвычайно важно получить от вас этот документ в течение 30 минут. Можете ли вы сделать это для меня? Есть ли у вас возможность предоставить его в течение получаса?», чем когда вам прокричат: «Этот документ мне нужен прямо сейчас! Если я не получу его, то ты уволен!» — или назовут идиотом.

Есть специальные программы обучения навыкам коммуникации для руководителей. Я думаю, что подобные тренинги необходимо регулярно проводить также для акционеров и первых лиц крупных компаний. В России многие боссы приходят в большой бизнес с госслужбы. Отсутствие опыта, навыков и соответствующей подготовки для работы в частных компаниях, может вызывать у них, в отличие от руководителей, выросших в бизнес-среде, чувство нездоровой конкуренции. А это ведет к стрессу и провоцирует их общаться на повышенных тонах со своими подчиненными, которые потом срываются на нижестоящих сотрудников.

 

В этом заключается драма нашей профессиональной жизни, и видимо так будет всегда. Потому что все мы люди, а каждый новый день не похож на предыдущий. Иначе жизнь была бы скучна. Тем не менее я сочувствую  всем, кто страдает от характера своего руководителя, привыкшего общаться на повышенных тонах. Может быть, взять себя в руки и поговорить со своим обидчиком, как это сделала моя подруга? Или же найти нового босса с более спокойным  характером и профессиональным стилем общения. Удачи!

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+