Как получается, что мы носим музей на запястье
Во времена Возрождения ценились пышные золоченые рамы. Голландские живописцы ввели в обиход рамы темные и строгие. Импрессионисты предпочитали белый цвет. Часовщики же лучшей рамой для картины считают ободок циферблата.
Художественные полотна в наручных часах — искусство в квадрате. Это не только дань уважения живописи. Так сохраняются и воссоздаются старинные техники миниатюр, требующие исключительного мастерства и исполнения вручную. Их названия звучат как музыка — клуазонне, шанлеве, гранфё, гризайль, маркетри.
Vacheron Constantin в линии Metiers d’Art уменьшил до диаметра 31,5 мм потолок парижской Grand Opera с росписью Марка Шагала, использовав старинную технику «горячей эмали» гранфё. Затем отметил юбилей Парижской балетной школы серией из трех моделей по мотивам картин Эдгара Дега. Балерины Дега воплощены в технике гризайль — это роспись белой полупрозрачной эмалью по темному фону гранфё. Но самыми гипнотическими в линии Metiers d’Art стали две серии Les Univers Infinis («Бесконечная Вселенная») по мотивам работ голландца Маурица Корнелиса Эшера, в которых строгая математика сочетается с изысканной эстетикой. Мозаичный узор создавался с привлечением эмалевой росписи, инкрустации (маркетри), гравировки и гильоше. В первом выпуске циферблаты украшены узорами из переплетающихся рыб, ракушек и голубей. Затем к ним добавились ангелы, всадники и ящерицы.
Jaeger-LeCoultre давно использует технику эмалирования в одной из своих знаковых моделей — Reverso. Переворачивающийся прямоугольный корпус как будто создан для картин в миниатюре. В Reverso a Eclipses раздвигаются шторки с часовыми отметками, открывая копию «Крестьянки» Казимира Малевича. Для минутных репетиров Master Minute Repeater были выбраны и переданы в технике гранфё картины с изображением Венеры: среди них «Рождение Венеры» Боттичелли, «Венера перед зеркалом» Веласкеса, «Венера Анадиомена» Энгра.
Ulysse Nardin в 2012 году отметил 200-летие Бородинской битвы серией Classico с циферблатами, украшенными миниатюрами по мотивам картин русских художников. В лаковой росписи по перламутру — фрагменты «Атаки русских улан» Игоря Егорова и «Подвига солдат Раевского под Салтановкой» Николая Самокиша.