«Дешевая пара обуви — плохая экономия. Не экономьте на главном: обувь — основа вашего гардероба», — однажды заявил знаменитый дизайнер джорджо Армани.
Alberto Guardiani
История компании началась в 1940-х, когда братья Луиджи и Дино Гвардиани открыли фабрику по производству обуви под названием «Кентавр». В 1972 году главой компании стал Альберто Гвардиани, сын Дино, дав бренду свое имя. С приходом Альберто мужская обувь марки стала образцом элегантного стиля. Ему удалось привнести в классику отчетливый модный нюанс. Появилась коллекция Alberto Guardiani Sport, следом — Alberto Guardiani Blue Again и Low Tide.
Особенность бренда сегодня — разумное сочетание традиции и современных взглядов на моду, а также богатая цветовая палитра. В ее основе — черный, коричневый, бордовый, горчичный и цвет слоновой кости. В коллекции весна-лето 2014 есть также синий, бирюзовый, изумрудный, оранжевый, лимонно-желтый: дизайнеры вдохновились миром серфинга с его ощущением свободы и бесконечно разнообразными оттенками океана. Использована оленья кожа, шкура пони и вымытый нубук в сочетании с флуоресцентными и многослойными деталями и ультралегкими подошвами.
Alberto Guardiani — это преимущественно ручной труд. Главным технологическим средством в компании называют машину для нарезки кожи, ускоряющую процесс производства. Модели могут быть простыми, с различными конфигурациями носов, но также и с молниями, заклепками и шнуровками. С расширением круга покупателей бренд стал менее консервативным и перешел к выпуску более демократичных и современных моделей.
Сегодня обувь Alberto Guardiani продается во многих странах мира, включая Россию — здесь ее знают уже 20 лет. В ближайшее время московские бутики марки будут переоформлены в новой концепции, вдохновленной 1940-ми годами.
Artioli
В 1940 году Северино Артиоли прославился тем, что не принял заказ у Бенито Муссолини, после чего ему пришлось покинуть страну. Вернувшись в 1945 году в Милан, Артиоли открыл фабрику по производству классической мужской обуви и стал единственным в то время итальянским производителем, экспортирующим туфли в США, Францию и Великобританию. Обувь Artioli носили Сальвадор Дали и Пабло Пикассо, Марчелло Мастроянни и Фрэнк Синатра. Билл Клинтон купил туфли из кожи аллигатора, Майкл Джордан носит мокасины из телячьей кожи, а Джордж Клуни — туфли из кожи слона и крокодиловые «оксфорды».
Карьера Северино Артиоли началась в 1912 году в Ферраре: в семь лет он стал подмастерьем сапожника. В двадцать сам шил туфли на заказ. Основав собственную компанию, сделал ее семейной. В 1950-е к нему присоединился сын Вито и запатентовал революционные для обуви ноу-хау — металлическую пряжку, эластичные шнурки для «дерби» и туфли без шнуровки. Сегодня мужчины, сбрасывая обувь легким движением ноги, даже не подозревают, кто избавил их от необходимости нагибаться и приседать, развязывая шнурки.
С 1990-го компанию возглавляет Андреа Артиоли, внук Северино. Он расширил ассортимент, предложив клиентам необычные для классических обувных домов товары — кроссовки, мокасины и шлепанцы, но ожидаемого фурора не последовало. Затем компания потратила более $10 млн на материаловедческие исследования, создав полимерный материал, позволяющий ноге внутри обуви всегда оставаться сухой. Однако ни одна из подобных моделей недотягивает до объемов продаж классических кожаных туфель Artioli: клиенты не привыкли, чтобы дорогая обувь была сделана из искусственных материалов.
Зато новые коллекции Vacation и Jungle из кожи экзотических животных оказались очень востребованы и вышли в лидеры. Туфли шьются не только из крокодила и страуса, которыми уже никого не удивить: в ход идет кожа слона, угря, акулы, ската и ящериц. В коллекции весна-лето 2014 предлагаются «оксфорды», мокасины и сандалии из мягкой кожи теленка и кенгуру, перфорированной или обработанной при помощи кремов и восков, отполированной до блеска или матовой. Преобладает палитра теплых цветов — коричневого, каштанового, приглушенно-зеленого, бордо, серого — и традиционный черный.
Для изготовления одной пары обуви мастера производят более 200 операций, практически все вручную — и мельчайшие стежки, и крупные швы. Стилистику Artioli легко опознать по гибкой фронтальной части и укрепленному носку, поддерживающему форму модели. Кроме того, у «туфель на выход» из тонкой кожи швы подвернуты внутрь, отчего ступни выглядят совсем узкими, аристократическими.
Ценителей этой обуви не так уж и мало: у марки существуют «клубы друзей», созданные при фирменных магазинах и представительствах компании в разных странах. В лос-анджелесском клубе, кстати, председательствует Роберт де Ниро. Artioli не предоставляет «друзьям» каких-либо специальных скидок и не делает подарков. У членов клубов есть всего три привилегии: упрощение процедуры заказа индивидуальной модели, сокращение срока ожидания и возможность общаться с известными людьми.
Santoni
Компания Santoni, уверенно занимающая позицию в сегменте люкс, моложе предыдущих: этот семейный бизнес основан в 1975 году. Сегодня во главе компании стоит второе поколение династии обувщиков. Над созданием «настоящих мужских ботинок ручной работы» трудятся мастера фабрики, запрятанной в итальянской глубинке. Обувь классического и спортивного стилей сочетает ремесленные традиции и использование передовых технологий, первоклассную кожу и современный дизайн.
Фирменная фишка Santoni — уникальная техника ручной окраски, в которой мастера достигли совершенства. Они разрабатывают рецепты создания оттенков, применяя 15 различных цветов, что выливается в многочасовой труд. Чтобы каждый слой впитался, необходимо время. Далее следует обработка шерстяной тканью — это действие всегда происходит медленно, в вертикальном направлении. После окраски обувь подвергается тщательной полировке с использованием натуральных кремов и воска, кашемировых и шелковых тканей. По словам главы марки Джузеппе Сантони, люди стремятся к уникальности своих вещей и именно это получают: повторить рисунок, нанесенный руками ремесленника, невозможно.
«Мы — отец, мать и я — храним традиции нашей компании и нашей фабрики, но привносим новые идеи, особенно в дизайне, — рассказывает Джузеппе. — Молодежь, которую мы набираем из дизайн-школ по всему миру, наша «новая кровь». Их сотрудничество с опытными обувщиками приводит к прекрасным результатам. Это первый секрет успеха. Кроме того, на базе фабрики у нас своя школа обувщиков».
Вторым секретом Джузеппе считает качество обуви. Он говорит: «Мы создали бренд с очень ясной философией: качество, дизайн, современная классика и изысканные элементы стиля. Все эти слова одинаково важны. Мы не делаем эпатажную обувь, и мы не делаем скучную старомодную обувь. Вкус, класс и дизайн — вот определяющие слова. Это очень деликатный и сложный баланс». Джузеппе считает, что на условной линии, с одного края которой наивысшее качество при минимуме дизайна, а с другого — дизайнерские изыски без пристального внимания к качеству, Santoni располагается в золотой середине и на этой позиции не имеет конкурентов. «У нас лучшие классические модели, лучшие кроссовки, лучшие аксессуары, — рассказывает он. — Очень много вариантов дизайна. Мы используем лучшую и самую дорогую породу крокодила — сингапурскую. Такую же, как Hermes. У Artioli, кстати, крокодил из Луизианы — это неплохое качество, но не лучшее».
Все стежки и швы делаются вручную, хотя обычно даже в хороших марках подошву пришивают машины. «Хорошее ли качество у машинного шва? Конечно, но он машинный. Не все люди видят эту разницу — как и в мужских костюмах».
Сантони говорит, что для русских клиентов очень важна форма обуви — колодка и полнота: «Многие марки делают обувь красивую, но неудобную — это не наш путь. Для русских мы делаем обувь с более высоким подъемом и более широкой колодкой. Выпускаем разные варианты одной и той же модели для итальянского и для российского рынка».
Не так давно Santoni предложил услугу пошива по индивидуальным меркам (made-to-order), и в России уже 25 таких клиентов. Обувщики приезжают из Италии для приема заказов и снятия мерок, потом возвращаются, и через четыре недели — первая примерка. Затем пара снова отправляется в Италию для окончательной отделки и полировки. В целом процесс занимает три месяца, и первая пара стоит от €5000–8000. Вторая, сшитая по тем же меркам, обойдется дешевле.
«Некоторые русские клиенты хотят совершенно уникальную модель или цвет, практически bespoke. Мы также можем нанести инициалы клиента и сшить обувь из любого вида кожи в соответствии с климатом. Несколько лет назад мы даже делали обувь для Путина: его теперь уже бывшая жена заказала пару из крокодила. А поскольку крокодил очень дорогой, мы добавили защитные галоши из кожи акулы, которая водонепроницаема. Пара была темно-коричневая, не черная», — смеется Сантони, намекая на обычную любовь русских к черному цвету.