Задача серьезных часовых мануфактур - создавать оригинальные модели исключительного качества/ Источник развития - изобретательность часовщиков и их пстоянное соревнование с собой вчерашними.
Женевский международный салон высокого часового искусства (Salon International de la Haute Horlogerie, SIHH) — выставка особая: здесь демонстрируют свои достижения менее двух десятков компаний, но все они аристократы часового сообщества. За 23 года, прошедшие с первой SIHH, ее главный смысл остался прежним — не столько определить тенденции и самые продаваемые модели, сколько показать, какими удивительными возможностями обладает часовая механика и что еще нового можно придумать в этой области. Помимо точнейших механизмов и комбинаций усложнений, часто представляющих результат многолетних разработок, демонстрируется и оригинальный дизайн, и ювелирное мастерство. Наибольший интерес у всех приглашенных (билет сюда купить нельзя) вызывают модели, которые в течение ближайшего времени станут собственностью коллекционеров. Здесь не редкость часы за несколько сотен тысяч евро: по словам одного из часовщиков, люди хотят видеть невероятную идею в совершенном исполнении. Поэтому наибольшим почетом пользуется сложная микромеханика и модели исключительной оригинальности или красоты.
Компания Jaeger-LeCoultre, празднующая в этом году свое 180-летие, представила юбилейную коллекцию, посвященную основателю марки Антуану ЛеКультру. В нее входят три модели: завораживающая трехмерная конструкция Master Grande Tradition Gyrotourbillon 3 со сферической спиралью, Master Grande Complication a Quantieme Perpetuel с вечным календарем и парящим турбийоном и автоматические часы Master Ultra-Thin толщиной всего 4,05 мм.
Компания Piaget, специализирующаяся как раз на ультратонких часах с усложнениями, представила в этом году минутный репетир Piaget Emperador Coussin Ultra-Thin Minute Repeater, поставивший двойной рекорд в классе репетиров: самый тонкий механизм — 4,9 мм, самый тонкий корпус — 9,4 мм. А самый тонкий в мире автоматический «скелетон» с бриллиантами Altiplano имеет толщину 6,1 мм.
Рекордно дорогие часы (рекомендованная цена €1 920 000) показала саксонская мануфактура A. Lange & SÖhne: в модели Grand Complication, очень изящной при своем диаметре 50 мм, разместились минутный репетир с «большим боем», вечный календарь и сплит-хронограф. Чуть более доступен 1815 Rattrapante Perpetual Calendar — вечный календарь со сплит-хронографом в корпусе диаметром всего 41,9 мм.
Audemars Piguet показала эффектную модель Royal Oak Offshore Grand Complication в корпусе из титана с керамикой диаметром 44 мм. Вечный календарь, сплит-хронограф и минутный репетир — таков набор усложнений в часах из 648 деталей. Эффектный контраст: классические «великие усложнения» в подчеркнуто современном корпусе.
К числу самых впечатляющих премьер относится новая серия Cartier Mystery. Это часы с секретом: турбийон Rotonde de Cartier Double Mystery Tourbillon и стрелки Rotonde de Cartier Mystery Watch как будто движутся в воздухе. На самом деле они закреплены на прозрачных сапфировых дисках, приводимых в движение механизмом, спрятанным у окружности корпуса. Эту конструкцию Луи Картье изобрел еще в 1912 году для настольных часов Mystery Clock. Из «футуристических» часов (в деталях используется кремний, покрытый углеродом) стоит отметить красивейший Astrotourbillon Carbon Crystal с турбийоном, движущимся по окружности циферблата.
Кремний, карбон, титан, алюминий, каучук и другие современные материалы уже практически встали в один ряд с золотом и платиной. Полностью обновленная коллекция Ingenieur мануфактуры IWC Schaffhausen, начавшей сотрудничество с командой Mercedes AMG Petronas, создана в соответствии с духом «Формулы-1». Спортивный корпус флагмана серии Ingenieur Perpetual Calendar Digital Date-Month сделан из алюмидина титана, а в самой сложной модели Ingenieur Constant-Force Tourbillon использован запатентованный механизм постоянной силы, сохраняющий амплитуду колебаний и, следовательно, точность хода часов.
Richard Mille всегда славился техническими инновациями и работой с нестандартными для высокого часового искусства материалами. Непривычному глазу новое достижение марки может показаться экземпляром из прозрачного пластика. На самом деле модель с турбийоном RM 56-01 сделана из сложнейшего для обработки сапфирового стекла. Новый вариант часов в карбоновом корпусе, посвященных Рафаэлю Надалю, RM 27-01 весит всего 19 г. А самой веселой моделью SIHH стала RM 59-01 Tourbillon Yohan Blake (в честь ямайского бегуна) в корпусе ярко-зеленого цвета, из композита с карбоновыми нанотрубками и титановыми деталями.
Мануфактура Roger Dubuis создала поразительную конструкцию Excalibur Quatuor: механизм не тикает, а свистит на частоте 16 Гц. Его разработка заняла пять лет. Три экземпляра серии представлены в корпусе из кремния — легчайшего и прочнейшего материала, но очень трудного в обработке.
По-прежнему среди механических усложнений пользуется спросом индикация мирового времени. Причина, как правило, эстетическая: карта мира или даже объемный глобус очень красиво смотрятся на циферблате. Среди таких моделей Duometre Unique Travel Time от Jaeger-LeCoultre с цветным сферическим глобусом и Invention 5th GMT от Greubel Forsey, варианты с картой — Cartier Tortue Multi Time Zone и Montblanc TimeWalker World-Time Hemispheres.
В этом году ведущие компании с увлечением взялись за женские часы. Vacheron Constantin представила дамские модели в своих постоянных коллекциях Malte и Patrimony, а также очередной эстетический шедевр серии Metiers d'Art. В Audemars Piguet создали линейку ювелирных Royal Oak и Tradition. Piaget порадовала эксклюзивными часами-украшениями и обновлением коллекции Limelight Gala, Cartier традиционно использовала в ювелирных часах, кажется, все возможные способы работы с драгоценными материалами.