Миф о советском образовании очень легко разрушить
На форуме «Открытые инновации» 2018 года управляющий партнер компании SkyEng Александр Ларьяновский рассказал, какие технологии смогут трансформировать систему образования, почему они никогда не заменят учителя и как сделать российское образование конкурентным
Объективно говоря, российское образование сегодня не может конкурировать с зарубежным, и цифровая трансформация ситуацию вряд ли изменит. «Большое заблуждение считать, что учитель — это биологическая аудиокнига, которая произносит известную информацию, — сказал Ларьяновский. — На самом деле это самая неважная часть его работы. Намного важнее работа с мотивацией. Рано или поздно мы создадим технологию, с которой перестанем понимать, кто перед нами — живой или искусственный интеллект. Получится то самое сверхсущество, о котором пишут фантасты. И у меня только один вопрос: зачем этому существу вообще понадобится нас чему-то учить?»
Алгоритмы помогут человеку учиться, но без учителя эта система не сможет работать. Все технологии, по мнению Ларьяновского, нужны только для того, чтобы образование стало услугой: «Сейчас никто не отвечает за процесс и результат образования, потому что никто не отвечает за то, что остается в голове после уроков. Технологии должны работать, чтобы проверять и анализировать этот результат».
Сегодня технологии в образовании — это данные по обучаемости, ошибкам и усвоению материала каждым конкретным учеником, а не толпой. Поэтому без данных в образовании делать нечего.