К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Правовые проблемы российского бизнеса: налогообложение, франчайзинг, самозанятость


Как уберечь свой бизнес от рисков и почему важно самому разбираться в юридических вопросах сферы налогообложения? Об этом в интервью редакции «Деловой повестки» рассказал Владислав Овчинников — основатель и управляющий партнер компании «Юридическая группа «Совет»

Проблемы налогообложения в бизнесе

За последние два года отмечается увеличение проверок бизнеса со стороны контролирующих органов и прежде всего со стороны налоговых инспекций, рассказал Овчинников. «Многие представители малого и среднего бизнеса ошибочно считали, что мораторий, введенный на проверки, распространяется и на контрольные мероприятия со стороны налоговиков. Однако это не так. Последние два года ознаменовались более активными проверками предпринимателей, которые работают на уровне от 100 до 500 млн рублей оборота в год, хотя ранее они находились в серой зоне и не представляли интереса для проверяющих», — отметил он.

По мнению Овчинникова, ранее проверки предпринимателей с оборотами в 50-60 млн рублей в год также были единичными, сейчас же, учитывая изменившуюся фискальную политику, даже небольшие предприниматели становятся объектом внимания налоговых.

«Если говорить о крупном бизнесе, в последнее время все действия по незаконной оптимизации НДС натыкаются на то, что налоговики прекрасно научились работать с большими данными и сразу же выявляют любые попытки обхитрить», — пояснил основатель «Совета».

 

У среднего и малого бизнеса наиболее часто встречается использование услуг самозанятых, считает Овчинников: «Появился новый институт, и многие предприниматели начали агрессивно использовать эту схему для того, чтобы экономить на зарплатных налогах. У нас есть реальный случай из практики, когда у человека в компании на семь трудоустроенных сотрудников было порядка 200 самозанятых. Конечно, без внимания проверяющих органов это не осталось».

Налоговое дробление

«Налоговое дробление — это очень распространенная история для сетей розничных продаж, парикмахерских, салонов красоты, барбершопов, а также для сферы обучения, образовательных курсов. Вот эти пресловутые кейсы, когда часть оплаты за курс принимается на мужа, часть на жену, часть на родственников — просто для того, чтобы все компании оставались в рамках упрощенного налогообложения. На практике мы столкнулись с решениями по достаточно крупным суммам доначисления, а сколько еще есть таких досудебных решений. Люди считают, что если их не проверили раньше, то их не проверят сейчас. И потом получают неприятный сюрприз, в том числе из-за неверного оформления некоторых моментов», — рассказал Овчинников.

 

Он отметил, что сейчас рынку нужен инструмент, который смягчал бы переход малого и среднего бизнеса к более крупной форме. Именно это и является главной причиной использования налогового дробления — предпринимателям трудно масштабировать свой бизнес без потери финансов из-за кратного увеличения налогов. «У предпринимателей должно быть больше стимула для развития своего дела, а не поиска уловок, чтобы меньше платить налогов», — подчеркнул Овчинников.

Отношение к франчайзингу в России

Овчинников считает отношение россиян к франчайзингу неоднозначным: «Многие думают, что продавцы франшизы похожи на продавцов воздуха, и далеко не всегда то, что они продают, является масштабируемой рентабельной моделью. Я с этим не согласен. Мы работаем с франчайзингом уже более пяти лет, сейчас у нас на поддержке более 70 крупнейших российских франшизных сетей. Они успешные, у некоторых из них несколько сотен франчайзи, что подтверждает, что это работающая модель». Он уверен, что контролирующие органы искажают образ франчайзинга, чем повышают интерес налоговых служб к нему, которые рассматривают бизнес-модель в качестве схемы уклонения от уплаты налогов.

Овчинников подчеркнул, что основные проблемы у франчайзи возникают тогда, когда они пытаются вести свой бизнес нечестно. Многие в попытке сэкономить незначительные деньги нарушают положение о неконкуренции. «В нашей практике часты случаи, когда успешный франчайзи идет и открывает такое же предприятие на жену или под другой вывеской, чтобы не платить обязательные платежи правообладателю. В данном случае мы успешно пресекаем таких недобросовестных бывших партнеров», — прокомментировал Овчинников.

 

Правовые проблемы собственников бизнеса

В последние годы контролирующие органы обращают внимание не только на генеральных директоров, но и на собственников компаний, заявил Овчинников: «Собственник несет ответственность наряду с теми, кто занимается непосредственным операционным управлением компанией. Это заставляет многих собственников более тщательно смотреть на выстраивание корпоративных связей и системы корпоративного управления  внутри своего бизнеса». 

Как уберечь свой бизнес 

Овчинников рекомендует не экономить на консультантах, налоговых экспертах и юристах, потому что достаточная часть нарушений происходит не из-за умышленного уклонения от уплаты налогов, а от незнания всех деталей. «Предприниматель должен всегда сомневаться в том, что он все знает. Как только он начинает так считать, он больше не является предпринимателем. Судебная практика и законодательство развиваются очень быстро, и каждый успешный бизнесмен просто обязан на это реагировать», — заключил он.

 * Информационная поддержка

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+