Искусственный интеллект по зубам: как используют нейросети в стоматологии
Как искусственный интеллект используется в стоматологии сегодня? Насколько международный рынок медицины доступен российским MedTech-стартапам? В чем суть проектного менеджмента в доказательной медицине? Редакция «Деловой повестки» обсудила тенденции развития стоматологического бизнеса с Владимиром Александровским, основателем и генеральным директором сети стоматологий Belgravia Dental Studio, CEO медицинской группы «Фэнтези», создателем интеллектуальной модели Diagnocat
Диагностика за «считанные секунды»
В 2018 году Александровский создал стартап Diagnocat на основе искусственного интеллекта. Компьютерное зрение анализирует все стоматологические рентген-снимки и готовит подробный отчет с описанием каждого зуба и его состояния. «Я воодушевлен успехами, которых мы достигли. Доктор может загрузить снимки, и искусственный интеллект покажет: в этом зубе кариес, а в этом — киста. Это будет очень точно и буквально за считанные секунды», — поделился врач.
Какие зарубежные рынки по зубам, а какие — нет
По словам Александровского, американский рынок медицины — самый большой в мире. Общий рынок стоматологии в мире оценивается в $300 млрд, в то время как стоматология США — в $130 млрд. Поэтому все медицинские стартапы стремятся на американский рынок.
«Вывод медицинского продукта на американский рынок сопряжен с огромными усилиями и получением регистрационного удостоверения FDA (Food and Drug Administration — Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов. — «Деловая Повестка»). Я надеюсь, что в ближайшее время мы сможем продавать наш продукт. Но это очень трудный процесс, который связан с инвестициями и экспертизой, которую нам пришлось развить внутри компании».
Китай тоже является интересным рынком, уверяет Александровский, но со своими особенностями: нужно иметь локальных партнеров, без которых у проекта нет «никаких шансов». Вторая сложность — получение китайского регистрационного удостоверения, которое может занять несколько лет. Поэтому сейчас компания приняла решение сфокусироваться на европейском рынке, затем идти в США и уже после — в Азию.
Как масштабировать бизнес без потери качества
Ни одно масштабирование бизнеса не обходится без трансформации организационных процессов и образа мышления руководителя я и его команды, рассказывает Александровский. Самое большое преимущество масштабирования, по мнению основателя медгруппы «Фэнтези» — это использование уже имеющихся ресурсов и проверенной организационной культуры: «Недавно мы открыли большой многопрофильный медицинский центр. Врачи со своей базой пациентов и налаженными процессами перешли из других наших действующих клиник в новую».
Проектный менеджмент в доказательной медицине
По мнению Александровского, сегодня медицинская практика очень сложная. Врачи часто имеют дело с пожилыми пациентами с большим количеством различных патологий. Поэтому не всегда возможно применять принципы доказательной медицины. Существует не только Evidence-based medicine (Медицина, основанная на доказательствах. — «Деловая повестка»), но и Evidence-creating medicine (Медицина, создающая доказательства. — «Деловая повестка»). В основе — медицинский опыт, знания об организме человека.
Поэтому Александровский предпочитает основывать работу на проектном менеджменте, используя сотрудничество между врачами разных специализаций и проблемно-ориентированный подход. «Например, у человека болит нога. В стандартной медицине он сам должен решить, к какому врачу нужно записаться, в лучшем случае — его направит регистратура. В нашем — он попадет в отделение, которое занимается «свободным движением». Он придет не к одному врачу, а к целой команде, которая состоит из всех необходимых специалистов», — рассказал он.
* Информационная поддержка