«Никогда не жалуйся на время»: как Forbes и российский бизнес изменились за 20 лет
«В этом году Forbes Россия исполняется 20 лет. Обстоятельства нашей жизни не предполагают организации шумных вечеринок. В то же время общение с людьми, которые формируют российскую экономику, — наша работа. Поэтому мы решили отметить юбилей журнала беседой о прошлом и будущем российского бизнеса: вернуться на 20 лет назад и одновременно попытаться заглянуть на 20 лет вперед», — открыл встречу редакционный директор Forbes Russia Николай Усков.
О миссии и истории журнала рассказал владелец Forbes Russia Магомед Мусаев: «Forbes — это история, которая создается уже более 100 лет. Для меня лично это магическое явление, создающее и отражающее историю тех, кто мечтает, не сдается и превращает мечты в успех… Кто-то сказал: «Никогда не жалуйся на время, ведь ты рожден, чтобы сделать его лучше». Именно в этом направлении Forbes Russia и работает, внося свой вклад в поиск согласия и веря, что все плохое рано или поздно закончится».
Первый номер Forbes Russia был напечатан совсем в другой стране и рассказывал про совсем другой бизнес. Как вспоминает Николай Усков в своей колонке в юбилейном номере журнала, это время нельзя назвать скучным: «Правительство Михаила Касьянова, ныне иноагента, было отправлено в отставку. Facebook (сегодня заблокирован в России) только-только начал работать еще как закрытая сеть для студентов Гарвардского университета. Тогда же состоялось первое публичное размещение акций Google на рынке по цене $85 за акцию (вы в это верите?!), а самым популярным телефоном были то ли Nokia, то ли Siemens. Кто теперь помнит эти доисторические времена?!»
В нестабильные нулевые приходилось все делать по-новому, учиться «в моменте» и права на ошибку практически не было. «Мы построили первый большой завод. Я нанял первого профессионального генерального директора, которому нужно было платить около $100 000 в год. Деньги в то время для меня совершенно безобразные… Но я понимал, что кооператор девяностых не может руководить большим бизнесом, для этого нужны профессионалы. Я хорошо помню 2004 год, потому что он был переломным. Мы из кооперативных «купи-продай» девяностых годов переходили в какой-то «взрослый» бизнес. Я так думаю, что не одни мы, а вся страна», — вспоминает Максим Валецкий, сооснователь Mr.Doors.
В это редкое время возможностей все жили «здесь и сейчас», ловили момент. Такой взгляд оставил след в российском бизнесе — многие предприниматели просто не могли играть вдолгую. «Мне кажется, главная проблема была в том, что нас не учили становиться глобальными. И мне это очень мешало в бизнесе. Когда мы стали развиваться, мы не очень осознавали всей глубины и не понимали, как нужно смотреть на мир», — признается Ольга Белявцева, частный инвестор и акционер АО «Прогресс» (выпускает детское питание и воду под брендами «ФрутоНяня» и «Липецкий бювет»).
Ее размышления поддерживает и Максим Валецкий. По его словам, бизнесмен нулевых просто не мог представить, что его компания просуществует 20 лет, ведь она в любой момент могла разориться. Именно этот взгляд на мир, по мнению предпринимателя, отличает целое поколение шестидесятников: «Вот именно тогда, примерно в 2004 году, появилось новое поколение российских предпринимателей. Не мое, мы родились в шестидесятые годы, и нам по 60 лет, мы другие. Я абсолютно влюблен в сегодняшних сорокалетних. Это совершенно другие люди, они по-другому смотрят на мир, они мобильнее, они строят громадные бизнесы на большую перспективу. Они лишены наших предрассудков, выросших из советской жизни. И это поколение, на мой взгляд, — главный успех сегодняшней российской экономики».
Тогда, в 2004 году, никто не представлял себе, какой будет Россия. Многие не представляли даже, каким будет завтрашний день. С тех пор произошли самые разные политические, экономические и социальные события. Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ, главным экономическим событием в России с начала нулевых называет совсем недавние: «Главным экономическим событием за 20 лет в России стала технологическая революция, которая произошла во время ковида и которую мы не заметили. Когда на мировом фронтире стали расти российские цифровые экосистемы, когда мобильный банкинг, возникший еще до этого у «Тинькофф» и «Сбера», оказался лучшим в мире, когда каршеринг в Москве оказался на порядок сильнее, чем в других мегаполисах…»
Сегодня, в 2024 году, само течение времени воспринимается иначе. Бизнес смотрит вперед — развиваются ESG, благотворительность, корпоративное образование. Даже с потребителем компании выстраивают диалог, который можно поддерживать десятилетиями. «Мне кажется, планирование 20 лет назад и сегодня — это разные подходы в мышлении. Если мы будем говорить о мышлении старом, то, наверное, мы планировать просто не могли. А сейчас невозможно не планировать. Мы стараемся вести диалог с потребителем на протяжении всего его жизненного цикла», — говорит Ольга Белявцева.
И такая смена мышления проявляется не только в бизнесе, но и в личной жизни. Максим Валецкий отмечает, что у сегодняшних предпринимателей стало больше детей по сравнению с предпринимателями нулевых, хотя и этого, по его мнению, недостаточно. «Я на это смотрю, как «барыга-капиталист», — шутит Максим. — Мне просто скоро некому будет продавать детскую мебель, если население будет убывать такими темпами. У нас в стране все есть — и гении, и злодеи, и золото, и нефть, и лес, и металлы, а вот людей мало».
Планирование будет эффективно только в том случае, если подкреплять его действиями, напоминает Александр Аузан: «Формула моего оптимизма звучит так: «Завтра будет хуже, чем послезавтра». Причем хочу заметить, это будет в том случае, если очень постараться. Потому что если вообще ничего не делать, то даже это не реализуется».
Генеральным партнером мероприятия выступил «А-Клуб» — закрытое деловое сообщество Альфа-банка.
Официальный партнер мероприятия: Sminex — девелоперская компания, которая создает самую комфортную и престижную среду для жизни и работы. Лидер элитного и премиального сегментов Москвы. Отличительные черты — забота о детях, качестве жизни, добрососедстве и культурном наследии.
Автомобильным партнером вечера выступили представители премиальных электромобильных брендов. Бренд VOYAH представлен роскошным минивэном DREAM в четырехместной версии. А бренд M HERO — мощным премиальным внедорожником. Оба бренда официально представлены на российском рынке компанией «Моторинвест».
Мероприятие проходило при поддержке брендов Beluga и Tête de Cheval, а также мультибрендового магазина мужской одежды, обуви и аксессуаров St-James.