Роман Хорошев: «Мы выигрываем 50% сделок в прямом столкновении с банками»
Рынок долгового финансирования в России переживает бурный рост, считает основатель и CEO компании JetLend Роман Хорошев. Финтех-проекты в состоянии потеснить на этом рынке классические банки, считает он
JetLend — краудлендинговая платформа, специализирующаяся на кредитовании малого бизнеса. Проект объединяет частных инвесторов и предпринимателей. Бизнес-модель JetLend похожа на модель классического банка: компания агрегирует деньги частных инвесторов и выдает кредиты заемщикам, но есть существенные отличия — JetLend использует возможности искусственного интеллекта, благодаря этому она может быстро оценивать потенциального заемщика. У банка оценка заемщика может занять недели и месяцы, в результате компания получает кредит не тогда, когда ей нужны деньги, а тогда, когда банк принял положительное решение. Банк при этом может выдать кредит в меньшем объеме, чем просит заемщик.
«У JetLend заявка рассматривается алгоритмами искусственного интеллекта от 10 секунд до 3 минут, верификация заемщика после этого занимает одни сутки. Заемщика оценивают по более чем 100 параметрам. На практике компания может получить кредит за несколько суток по ставке на уровне банковской или чуть подороже,— говорит Роман Хорошев в интервью программного директору Forbes Club Андрею Семеркину. — Благодаря скорости мы выигрываем 50% сделок в прямом столкновении с банками».
Скорость рассмотрения заявки — ключевое преимущество JetLend перед классическими банками. За последние два года компания выросла в 18 раз, прокредитовав бизнес на сумму 5 000 000 000 рублей. Целевая аудитория со стороны заемщиков — все компании малого и среднего бизнеса России.
Потенциальных мошенников отсекают алгоритмы искусственного интеллекта. На обучение нейросети JetLend потратила четыре года. Нейросеть училась на всех просрочках и дефолтах, которые допустили клиенты компании JetLend за этот период.
Сегодня на платформе открыто более 118 000 инвестиционных счетов. Портрет представителя целевой аудитории Роман Хорошев определяет так: «Это мужчины от 32 до 48 лет, жители Москвы. Именно они предрасположены к инвестициям. У них есть возможность инвестировать, есть толерантность к риску и к технологичности — они открыты к использованию новых продуктов. У людей более молодых как правило нет денег, чтобы инвестировать. А люди старшего возраста более консервативны».
В зависимости от того, какую стратегию выбрал инвестор — консервативную, сбалансированную или агрессивную — робот формирует портфель. Например, для консервативного инвестора он подбирает компании с самым высоким качеством, доходность консервативного портфеля будет ниже, чем агрессивного, но и рисков в этом случае меньше.
«Скажу очень грубо, предельно округляя, что доходность консервативного, сбалансированного и агрессивного портфеля составляет сейчас 20, 22 и 25% годовых соответственно», — говорит Роман Хорошев. Есть и четвертый вариант—когда инвестор формирует портфель самостоятельно, на свой страх и риск.
Риск со стороны инвестора — дефолт заемщика по своим обязательствам. Никакой предприниматель не заинтересован в дефолте, но, если дефолт все же происходит, платформа подает иск заемщику от лица тысяч инвесторов. Практика JetLend показывает, что 96,5% заемщиков аккуратно исполняют свои обязательства.
Центральный банк внимательно следит за бизнесом JetLend. Компания действует в рамках лицензии ЦБ. У JetLend есть несколько кураторов в регуляторе. Они изучают объем выданных займов, число инвесторов, просрочку… Этой работой в Центробанке занимается целый отдел, который регулирует деятельность платформ. При этом российский закон по регулированию краудлендингового бизнеса — один из самых передовых в мире.
В ближайшее время JetLend планирует расти с ежегодным темпом в 300% или более. В 2024 году JetLend планирует провести IPO на Московской бирже.
* Информационная поддержка