Новый подход к программам долгосрочной мотивации сотрудников: кейс «Авито»
В 2022 году «Авито» стал одним из лучших работодателей России по версии Forbes. Компания получила самую высокую оценку в категориях «Сотрудники и общество» и «Корпоративное управление». Редакция «Деловой повестки» поговорила с директором по персоналу «Авито» Ольгой Ким о том, как компания решила вопрос долгосрочной мотивации сотрудников, по каким параметрам отслеживают их ментальное и физическое состояние и почему большие инвестиции в «счастье» людей окупаются
Программа LTI
Недавно в «Авито» запустили новую программу мотивации, которая должна объединить интересы сотрудников и руководства в долгосрочной перспективе — LTI (англ. long term incentives — долгосрочный план поощрения. — Forbes «Деловая Повестка»). Такой подход заключается в том, что дополнительное вознаграждение основано на показателях, которые говорят о росте стоимости компании, например, выручка или EBITDA.
Однако Ольга Ким рассказывает, что они решили немного отойти от классической формулы LTI: «Мы поняли, что нам нужно сделать прозрачную формулу, когда сотрудник видит, как он влияет на финансовые показатели компании». Также частота монетизации достижений в новой программе выше — можно не ждать год или больше, а после первого года получать вознаграждение каждые шесть месяцев.
«Потом, когда сотрудники видят, каких результатов достигла вся компания, они осознают: вот это мой вклад. Это очень вдохновляет и создает общее желание добежать до целей большого «Авито», — комментирует Ким.
В «Авито» проанализировали внутреннюю структуру, результаты всех подразделений и включили в программу сотрудников разного функционала и уровней. В компании говорят, что попасть в программу могут те, кто вносит значительный вклад как эксперт или менеджер: необходимо растить экспертизу и показать заметные результаты.
«Мы видим, что у сотрудников эта программа вызывает огромный интерес. Более того, новости о программе распространились, и теперь когда кандидаты к нам приходят, они тоже спрашивают, как в нее попасть. Если люди приходят на простые роли, они понимают, что им нужно расти по карьерной лестнице. Очень важно, что благодаря программе ты становишься заметен своим вкладом и результатом работы», — добавляет Ольга Ким.
Ценности и well-being
За 15 лет работы платформы в «Авито» расширили штат до 6000 человек. Когда в компании поняли, что теперь сотрудников много, они написали манифест, где изложили, во что верят, какой именно бизнес строят, какие ценности разделяют, какими должны быть лидеры.
«Авито» важны долгосрочные успехи и выгорание в этом не помогает, подчеркивает героиня интервью. Поэтому в компании заботятся о сотрудниках с помощью программы well-being, направленной на поддержание физического и ментального здоровья. Сам офис «Авито» предлагает разные возможности для восстановления ресурса — от спортзала до пространств для сна. «Мы, кстати, недавно на одном из этажей поставили рояль, периодически кто-то играет. И вот такие вещи тоже очень хорошо помогают оставаться в равновесии, не зацикливаться на рутине», — объясняет Ким.
При этом внимание уделяется и тем, кто работает удаленно. Например, в приложении «Авито Баланс» сотрудники могут получить консультацию психолога и юриста, уточнить финансовые вопросы или получить полезную информацию, как можно решить некоторые личные проблемы.
Измерить уровень счастья
В «Авито» отслеживают эффективность своих HR-программ несколькими способами. Каждый год компания измеряет индексы вовлеченности — показатели, которые позволяют оценить динамику настроений сотрудников по разным аспектам работы. Вовлеченность и well-being измеряют раз в полгода: сначала запускают большую анкету, а потом — укороченную.
В компании считают, что бюджеты, которые тратятся на программы well-being, окупаются. Красивый и удобный офис, техника, напитки и еда, возможность получить своевременную помощь психолога и консультации по разному кругу вопросов, просто отдохнуть или заняться спортом, посещение конференций и обучающих мероприятий — все это создает более продуктивную среду.
Не только про деньги
Социальная ответственность компании — еще одно направление, реализуемое в «Авито». Многие инициативы исходят от самых сотрудников, например, собрать детей из малоимущих семей в школу или съездить в приюты для животных. Компания развивает инклюзивный найм и запустила в 2022 году программу «Сервис без границ», благодаря которой смогла устроить к себе на работу людей с особенностями здоровья.
Также «Авито» сотрудничает с фондами. Например, компания организовывала «месяц добрых дел» совместно с благотворительными организациями — около 700 сотрудников приняло участие в проекте. По мнению Ольги Ким, эти программы не только развивают благотворительность, но и создают у сотрудников чувство участия в важном деле: «Не просто деньги отправил, а внес вклад, приобрел новый опыт и почувствовал свою причастность к чему-то хорошему и правильному».