На перепутье: что делать рекламному рынку в период экономического кризиса
Какие пути развития ждут российский рынок рекламы, как отрасль подстраивается под изменения бизнеса и чего сейчас хотят клиенты от маркетинговых агентств? Об этом в интервью «Деловой повестке» рассказал глава компании OMD OM Group Дмитрий Дмитриев
Глобальный рынок чувствуют себя неважно: риски зашкаливают, темпы экономического развития замедляются, инфляция растет. Эти обстоятельства сказываются на бизнесе рекламодателей, на настроениях потребителей и соответственно на российской индустрии рекламы.
Дмитрий Дмитриев считает, что в 2023 году отрасль может развиваться по двум сценариям. Если глобальный кризис в 2023 году не состоится, рекламный рынок России вырастет на 7-8%. Если же кризис все же случится, то российская индустрия упадет до уровня 2017 года — тогда, по данным АКАР, объем рынка составлял 417 млрд рублей, в 2021 — 578 млрд рублей.
Отрасли помогает то, что два года назад она получила своего рода «прививку от кризиса». «Рынок в России адаптировался к проблемам во время пандемии ковида. Компании научились работать в условиях удаленного доступа, опробовали всевозможные методы оптимизации и благодаря этому повысили эффективность бизнеса», — считает Дмитриев.
В 2022 году индустрия столкнулась с новыми для нее вызовами — на отрасль сильно повлиял уход из России международных брендов. Дмитриев подчеркивает, что это было основной причиной падения объемов рекламного рынка в этом году. Однако спикер видит в этом и положительные стороны: «Выросла конкуренция, рынок стал более открытым, появились предпосылки для развития новых маркетинговых сервисов».
Дмитрий Дмитриев видит три главных тренда, которые влияют на развитие отрасли:
1. Индустрия рекламы идет вслед за консолидацией бизнеса — возрастает роль лидирующих игроков на рынке.
2. У игроков, которые раньше находились в положении догоняющих, появилась возможность вырваться вперед.
3. Началась локализация международных компаний, которые с помощью местных партнеров продолжают бизнес в России.
Эксперт отмечает, что сейчас растет спрос на маркетинговый консалтинг: «На рынок идет много новых брендов, старым брендам приходится адаптироваться к новым условиям. Многие компании принимают для себя решение агрессивно выступать на изменившемся рынке, потому что сейчас есть уникальная возможность увеличить долю. У нашего в связи с этим агентства спрос на консалтинг вырос в геометрической прогрессии».
В связи с этим рекламодатели стали особенно ценить способность агентства быть гибкими в планировании, немедленно реагировать на изменения на рынке. Что касается каналов коммуникации, рекламодателям интересны такие медиа, которые смогли адаптироваться к новым условиям, не потеряли доверие аудитории и благодаря этому сохранили свое место на медиарынке.
*Информационная поддержка