В пятницу, 7 марта, в Москомприватбанке была введена временная администрация Агентства по страхованию вкладов (АСВ), а его руководство, включая председателя правления Дмитрия Барбаяна, отстранено. В этот день в главном отделении банка на улице Космонавта Волкова было многолюдно: в полдень корреспондент Forbes увидел полсотни недовольных вкладчиков.
«На следующей неделе за деньгами придут те, кто еще «не проснулся», и нам не достанется!» — волновалась неброско одетая пенсионерка в офисе Москомприватбанка на «Войковской».
Еще несколько хмурых вкладчиков озабоченно ей поддакивали. «Сегодня мы денег вам выдать не сможем, потому что обрабатываем заявки, поданные вчера», — отбивалась администратор зала. На возражения вкладчиков, почему не выдали деньги в понедельник, сотрудница отвечает, оправдываясь: «В понедельник и вторник трудности были у многих банков, не только у нас».
Москомприватбанк — «дочка» украинского Приватбанка, принадлежащего губернатору Днепропетровской области Игорю Коломойскому (его состояние — $2,1 млрд, 828-е место в списке богатейших бизнесменов мира Forbes). С активами 56 млрд рублей и вкладами на 40 млрд рублей российский банк входит в Топ-100 крупнейших кредитных организаций страны.
И хотя АСВ и ЦБ уверяют, что финансовых проблем в банке нет, а временная администрация была введена превентивно, претензии к Москомприватбанку ЦБ предъявлял давно. Как сказал Forbes председатель правления Приватбанка Александр Дубилет, в 2013 году Банк России проверял Москомприватбанк на протяжении 9 месяцев. По итогам проверки банк получил рекомендацию увеличить капитал на сумму эквивалентную $50 млн, закрыть все кредиты юрлицам и не увеличивать объем вкладов, что банк и выполнил. Источник в АСВ эту информацию подтвердил.
До начала санкций ЦБ банк активно привлекал деньги вкладчиков, его спецификой были валютные вклады, на которые приходится более трети всего объема. Ставки в валюте доходили до 7,5% — столько госбанки предлагают крупным вкладчикам в рублях. В феврале 2014 года банк снизил ставки до 3,5-4%, сейчас они не превышают 2% годовых.
Во вторник, 4 марта, банк получил серьезный удар: Владимир Путин в ходе пресс-конференции назвал Коломойского, несколькими днями ранее раскритиковавшего президента России за позицию по Крыму, «уникальным проходимцем» — из-за давнего корпоративного конфликта между украинским бизнесменом и его российским «коллегой» по списку Forbes Романом Абрамовичем. В тот же день КПРФ потребовала проверить банк на причастность к финансированию терроризма.
К этому времени вкладчики Москомприватбанка уже готовы были впасть в панику. Еще за день до заявления Путина некоторые из них не смогли получить валюту со своих счетов, хотя делали предварительный заказ, как этого требует договор с банком. Все вкладчики, испытавшие трудности с получением денег, имели валютные вклады. В этот день наличной валюты не было не только у Москомприватбанка, но и у многих банков, в том числе в некоторых отделениях Сбербанка и ВТБ24. Правда, в отличие от них, Москомприватбанку наличная валюта нужна как воздух — более трети его вкладов открыто именно в валюте (36%). В АСВ подтвердили, что трудности были вызваны общей нехваткой наличной валюты, которая, в свою очередь, возникла из-за колебаний валютных курсов.
Временная администрация предложила вкладчикам подавать заявки на снятие денег по новой форме, в виде письменного заявления, которое банк, как и прежде, обязался рассматривать и удовлетворять в течение двух рабочих дней. Многие в отделении на улице Космонавта Волкова были возмущены, так как слова «приходите через пару дней» они слышали еще в понедельник-вторник.
«У меня истек договор вклада, и банк принял заявку на выдачу денег 4 марта, но когда я пришел, мне сказали, что заявки в системе нет и надо подать ее повторно, что я и сделал. Когда я пришел за деньгами 6 марта, оказалось, что порядок изменился — нужно написать письменное заявление. Мне предложили забрать деньги 10 марта!» — жаловался вкладчик Владимир, обладатель сбережений в валюте.
По данным АСВ, к вечеру 7 марта вкладчики забрали из банка 1,1 млрд рублей, к вечеру 11 марта эта цифра немного увеличилась. Всего, в случае краха банка на выплату вкладчикам понадобится до 40 млрд рублей, из которых 90% вкладов не превышают застрахованную сумму 700 000 рублей.
Руководитель пресс-службы АСВ Анжелика Есаянц говорит, что сейчас главная задача агентства — проанализировать ситуацию и дать оценку финансового положения Москомприватбанка, а также не допустить паники среди вкладчиков. Это позволит определить дальнейшие действия и в случае необходимости оперативно оказать помощь банку.
Временная администрация настроена решительно: корреспондент Forbes записывал комментарий председателя правления, когда вошли представители АСВ и потребовали от него сдать им визитки, если они были переданы, но таковых не оказалось.
Сотрудник АСВ, отказавшийся назвать свое имя, заставил журналиста стереть запись на диктофоне и вывел его из банка.
Источник, близкий к АСВ, говорит, что временная администрация опасается вывода активов из банка. Потенциальная возможность есть: по данным Banki.ru, в иностранных банках в виде остатков на корсчетах и краткосрочных межбанковских кредитов Москомприватбанк размещает 26% активов. Но Александр Дубилет утверждает, что денег московской дочки в материнском банке нет. Потеря российских активов для него не будет смертельной – на них приходится только 6% активов Приватбанка. Тем не менее Игорь Коломойский уже ищет покупателя на Москомприватбанк, говорит источник в АСВ.
Все разговоры о будущем банка с его сотрудниками сводятся к политике. «Введение временной администрации мы рассматриваем как пакет мер по «экономической помощи для стабилизации ситуации в Украине», - говорит Александр Дубилет. Запрет на кредитование «вражеской экономики», по-видимому, также входил в пакет «мер поддержки», иронизирует он. Дубилет надеется, что политическое давление не перерастет в экономическое, и утверждает, что экономических оснований для введения временной администрации нет.
Развитие событий в Крыму только подливает масла в огонь. С 6 марта украинский Приватбанк заблокировал кредитные лимиты по картам крымчан и не выдает им наличных в своих банкоматах. В других банках по картам Приватбанка можно снять не более 1500 гривен в день (около 6000 рублей). На сайте Приватбанка в понедельник, 9 марта, ограничения объяснили «оккупацией территории Крыма российскими военными». В банке утверждают, что «складывается дефицит наличных средств, которые невозможно завезти на полуостров из-за блокировки дорог вооруженными формированиями».