Индустрия коллективных инвестиций в России умерла в 2008 году. Если до кризиса на бурно растущем фондовом рынке еще появлялись новые деньги и инвесторы, то после обвала осенью 2008-го исчезли самые отчаянные оптимисты. За 2012 год инвесторы вывели из открытых и интервальных ПИФов более 14 млрд рублей. Российские управляющие решили переориентироваться на внешние рынки и теперь создают фонды за границей. Forbes собрал информацию о фондах в иностранных юрисдикциях, доступных российским клиентам.
Инвесторам мало известно об иностранных фондах, поскольку европейские законы запрещают компаниям рекламировать их вне юрисдикции и даже давать комментарии по этим фондам. Тем не менее такие фонды есть даже у крупнейшего российского банка — Сбербанка. Фонды «Сбера», например, работают по нормативам Евросоюза — UCITS (аналог российских открытых ПИФов). Они жестко регулируются и полностью прозрачны. Их преимущество перед российскими аналогами — низкая комиссия, которая может составлять 1–1,5% (в России — 3%).
Вложения в ПИФ или UCITS — это инвестирование в определенный класс активов. Намного большие возможности предоставляют инвесторам хедж-фонды, зарегистрированные, как правило, в офшорных юрисдикциях. Управляющий компании Spectrum Partners Андрей Лившиц свое решение зарегистрировать хедж-фонд на Кипре объясняет тем, что в России нет возможностей и инструментов, которые позволяли бы зарабатывать на падающем рынке или рынке без четкой тенденции.
Офшорные фонды могут иметь схожие с UCITS стратегии и инвестировать на долгий срок, но для инвестора вложения в такие фонды могут быть более выгодными, поскольку на них не распространяются жесткие требования регуляторов, например, нет ограничений на вложения в одну ценную бумагу. По правилам UCITS в одну бумагу нельзя вложить более 10%. Инвестиционные декларации хедж-фондов подразумевают вложения в самый широкой класс активов, а также допускают операции без покрытия и торговлю с плечом. Однако хедж-фонды обходятся инвестору дороже индексных или паевых фондов, обычно помимо комиссионных в размере 2% от управления активов берется дополнительное вознаграждение за успех (как правило, 20% от прибыли).
У Prosperity Capital Management есть два похожих фонда: один работает по нормативам UCITS, другой нет (зарегистрирован на Кайманах). «У них схожая стратегия: они инвестируют в акции на основе фундаментальной стоимости компаний, однако среднегодовая доходность фонда, работающего по правилам UCITS, на 2–3% меньше», — рассказывает управляющий директор Prosperity Capital Management Лев Приходько.