К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Cash-машины: почему рестораны отказывают в приеме платежей по картам

Фото Charles Mostoller / Bloomberg via Getty Images
Фото Charles Mostoller / Bloomberg via Getty Images
Как выяснил Forbes, кризис заставил московские рестораны заниматься дополнительным бизнесом — многие из них превращаются в агрегаторов наличности

Финансовый кризис серьезно ударил по бизнесу российских ресторанов и кафе. Согласно данным Росстата, оборот общепита к началу 2016 года снизился на 6%, а безработица в отрасли увеличилась на 17%. В регионах закрылось около четверти заведений, хотя московский рынок общественного питания выглядит стабильным: в столице закрылось 700 заведений, а открылось 800. Благодаря инфляции на 25–30% вырос средний чек. 

Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров говорит, что в среднем рынок просел на 15% с начала кризиса.  По словам исполнительного директора консалтинговой компании «Рестком» Андрея Петракова, ресторанный бизнес испытывает сегодня значительные трудности, и если он окупаем, то это уже можно считать успехом - норма прибыли падала в среднем до 7-12%, а ранее была 20%.

Осведомленный следователь МВД сообщил Forbes, что в последнее время московские рестораны превращаются в агрегаторов наличности. «Только одна из московских сетей стейк-хаусов  генерирует в месяц 50 млн рублей неучтенной наличности. Впоследствии она продается на черном рынке с наценкой от 5% до 10%» говорит он.

Покупки наличности за «безнал» обычно происходят по договору с покупателем «нала». Последний безналичным переводом перечисляет денежные средства, например, за продукты питания или банкет аффилированному с рестораном юрлицу. «Собранная наличность передается в мешках покупателю из рук в руки, а доход менеджмента стейк-хауса за такие операции составляет от 2,5 до 5 млн рублей ежемесячно», — говорит источник в правоохранительных органах.

Источник среди банкиров приводит пример еще одного ресторана. В нем ведутся две параллельные системы учета R-Keeper (популярная система учета операций в общепите, производитель — компания UCS), если операции с клиентами не проводятся картой, то в архиве их можно поменять, а вечером вывести средства. «Мой знакомый владелец ресторана проводит весь «пластик» честно, а через кассу — лишь 10% операций с наличными. В хороший летний день он собирает 1 млн рублей кеша. Его не обязательно продавать структурам, которые занимаются агрегацией кеша, многие собственники предпочитают забирать наличные себе или кредитовать другие бизнесы», — рассказывает этот банкир. В подобных случаях посетителям, которые расплачиваются наличными, выдают внутренние документы ресторана, которые кассовым чеком не являются и не имеют юридической силы.

По словам следователя МВД, выявить нарушение достаточно сложно, поэтому многие рестораны предоставляют фискальные чеки лишь по требованию клиента. Единственное наказание, которое может понести ресторан,  нарушение кассовой дисциплины, ст.15.1 КоАП РФ «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов». Размер штрафа невысок  от 40 000 до 50 000 рублей.

Привлечь к уголовной ответственности менеджмент ресторана можно, если у правоохранителей появятся подтверждения вовлеченности менеджмента ресторана в продажу неучтенной наличности с целью отмывания доходов, рассуждает Алексей Фролов, сооснователь  Forensic Solutions (это консалтинговая компания защищает бизнес от мошенничества и рейдерства).

По мнению Игоря Бухарова, причины того, что рестораны не принимают карты, могут и не быть криминальными: проблемы с оборудованием, массовое закрытие банков — многие потеряли в них деньги, а владельцам нужно платить налоги и зарплаты. Вдобавок сократилось финансирование со стороны торговых компаний.

Гендиректор «Клуба держателей карт», бывший начальник отдела эквайринга банка «Русский стандарт» Василий Новиков подтверждает, что проблемы с приемом карт часто возникали в периоды кризисов на финансовом рынке: при отзыве лицензий у банков торговые точки переходят на обслуживание в другие — процесс занимает несколько недель. Также в кризисы обычно растет валютный курс, а значит, и цена POS-терминалов. Новиков признает, что торговые точки могут быть больше заинтересованы в наличных — при оплате картой торговые точки платят комиссии банку (для большинства минимум 1,5%) и не имеют возможности провести платеж мимо кассы. «Некоторые рестораны или магазины пытаются избегать карт, но это характерно для мелкого и теневого бизнеса. Серьезные компании используют другие способы оптимизации», - говорит Новиков.

В целом катастрофичной проблемой это пока не является. В пресс-службе ВТБ24 говорят, что банк не наблюдает падения оборота в ресторанах и местах общепита по картам. «Корректным будет сравнение статистики за четыре месяца текущего и за аналогичный период прошлого года: общий оборот подобных операций вырос в среднем в полтора раза. Вместе с тем наблюдается небольшое падение среднего размера одной операции», - говорят в пресс-службе банка.

Петраков из «Ресткома» признает, что рестораторы могут за счет кеша «подтянуть» выручку, но он считает, что это ошибочный подход, так как процент клиентов, использующих карты, чрезвычайно высок и их можно потерять. Крупные платежные системы, такие как Visa и MasterCard, рекомендуют обращаться с жалобой в банк-эмитент, если точка отказывает в платеже, если нарушение будет выявлено, то ее может ждать штраф. Visa и MasterCard не стали отвечать на вопросы Forbes.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+