Набег на «Интеркоммерц»: вкладчики оставили банк без денег
В четверг 28 января в банке «Интеркоммерц», входящем в топ-70 российских банков по активам, возникли проблемы с ликвидностью. По данным «Интерфакса», в отделениях «Интеркоммерца» сообщают об отсутствии средств для выплат. «Можно записаться, можно не записываться. Инкассация к нам уже два дня не приезжает. Денег все равно нет. Нас головной офис деньгами не подкрепляет, поэтому понимания нет о ситуации», — рассказала агентству сотрудница одного из отделений банка на юге Москвы.
Несмотря на то что название банка не было на слуху, его клиентами были государственные корпорации и ведомства. Счета в «Интеркоммерце» держали такие структуры, как «Транснефть», «Оборонстрой», лидер по строительству жилья для военнослужащих, а также Федеральная таможенная служба (ФТС), которая реализовывала с банком проект карт «Зеленый коридор». В «Интеркоммерце» открывали счета и частные организации. По данным СПАРК, его клиентами были крупный застройщик «Мортон», IT-компания «Армада», УК «Ленинец» (на 40% принадлежала супруге губернатора Псковской области Андрея Турчака Кире, сотрудники «Ленинца» подозреваются в нападении на журналиста Олега Кашина), а также благотворительный фонд «Поделись теплом». Крупным заемщиком была компания «Домашние деньги», говорит сотрудник «Интеркоммерца». Другие партнеры — Bosco, Су-155, «АЛМ недвижимость» ( основана Александром Мамутом), «Мосзарубежстрой», «МИЦ Недвижимость», завод «Красный котельщик», «ЭМА Альянс», «Красный куб» и Объединенный институт ядерных исследований.
Источник в «Транснефти» сообщил Forbes, что о проблемах банка в компании узнают из СМИ. «У «Транснефти» по результатам разных конкурсов счета ведут более десятка банков. Сумма в «Интеркоммерце» для компании небольшая, но это неприятно», — сообщил он. В «Оборонстрое» также заявили, что убытков от взаимодействия с «Интеркоммерцем» компания не понесла. В ФТС от комментариев отказались.
Усилить набег вкладчиков могла рассылка партнера «Интеркоммерца» — компании «Рокетбанк», которая представляет из себя прослойку-приложение для платежей и не имеет банковской лицензии.
На фоне смены основного партнера этого сервиса с «Интеркоммерца» на «Ханты-Мансийский банк Открытие» (ХМБ «Открытие») «Рокетбанк» сообщил вчера клиентам, что «Интеркоммерц» испытывает проблемы с ликвидностью, и рекомендовал перевести средства в другие банки или снять в ближайшем банкомате. Позже компания извинилась за свои рекомендации. Гендиректор «Рокетбанка» Виктор Лысенко сообщил, что у основной массы клиентов его структуры в «Интеркоммерце» около 1 млрд рублей, а рекомендации были даны уже после того, как информация о трудностях банка появилась в СМИ (27 января об этом сообщило РИА Новости). В пресс-службе «Открытия» сообщили, что формат сотрудничества с «Рокетбанком» не предполагает согласования маркетинговой политики с партнерами.
Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров говорит, что подобную практику можно рассматривать как недобросовестную конкуренцию, хотя это зависит от контекста. «В практике службы были случаи, когда один банк сообщал клиентам о проблемах другого, и в этом мы видим признаки недобросовестной конкуренции», — считает представитель антимонопольного ведомства.
Председатель правления «Интеркоммерца» Александр Бугаевский не был доступен для комментариев, а в пресс-службе банка на момент публикации материала не ответили на запрос Forbes.