РСПП предложил обнулить налог на имущество для коммунальщиков за модернизацию ЖКХ

В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагают скорректировать систему налогообложения для коммунальных операторов (ресурсоснабжающих организаций, РСО — поставщиков горячей и холодной воды, тепла, электроэнергии, газа). В частности, бизнес просит снизить до нуля налог на имущество, введенное в эксплуатацию за последние пять лет при условии реинвестирования сэкономленных средств в модернизацию инфраструктуры. Инициатива содержится в резолюции съезда РСПП, который состоялся 18 марта, с копией документа ознакомился Forbes.
«Мы положительно относимся ко всем решениям и инициативам, которые сохраняют деньги в системе ЖКХ и позволяют их направлять на модернизацию», — сказал Forbes председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов. По его словам, сегодня за счет всех источников коммунальные предприятия меняют не более 1,5% от общего объема сетей в год. Но «реальный ощутимый эффект и для жителей, и для экономики появится, когда мы сможем выйти на ежегодную замену хотя бы 5% — это огромные деньги, триллионы рублей», подчеркнул он. Финансовое состояние предприятий сложное, вопросы необходимых инвестиций решаются очень трудно, сказала член общественного совета при Минстрое Ольга Сердюк.
Предложенная мера позволит стимулировать коммунальных операторов к активному вложению средств в модернизацию инфраструктуры, что, в свою очередь, должно привести к улучшению качества услуг и повышению их доступности для населения, считает гендиректор НИИКПУ Нияз Везиров. В первую очередь это коснется ресурсоемких предприятий, таких как водоканалы, организации теплоснабжения, — тех, которые на балансе имеют серьезные объемы недвижимого имущества, полагает Ольга Сердюк.
Последние годы в рамках национальных проектов реализуются масштабные проекты строительства инфраструктуры ЖКХ, сказали в Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ). То есть за последние пять лет появилось немало новых объектов, поэтому налоговые послабления, в случае принятия инициативы, действительно, могут коснуться многих предприятий.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, например налог на имущество для АО «Мосводоканал» без налоговых льгот составляет более 6,4 млрд рублей, отметили в ассоциации. При этом налог на имущество включается в состав расходов, которые влияют на тарифы для населения. Так, в «Росводоканал Сахалин» при отсутствии налоговых льгот прирост тарифов за счет роста налога на имущество в 2025 году составит 3,3%, в ООО «Амурские коммунальные системы» в связи с реализацией масштабных инвестиционных проектов прирост тарифов в 2023 году составил 4,09%, рассказали в ассоциации.
«Если практика уменьшения налога на имущество, когда предприятие осуществляет модернизацию, станет повсеместной, это должно положительно повлиять на тарифную составляющую», — подчеркнула Ольга Сердюк.
Инициатива позитивная, поскольку все тарифы на коммунальные услуги при этом ограничены предельным индексом, контролируются ФАС, сказала член подкомитета подкомитета ТПП по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью Ирина Касаткина. Износ сетей сейчас огромен, и у предприятий ЖКХ, действительно, не хватает средств на их модернизацию. Но применение послабления будет зависеть от конкретных условий и возможностей каждого региона, а также от готовности коммунальных операторов к активным инвестициям, добавил Нияз Везиров.
Ранее депутаты профильного комитета также рекомендовали правительству предоставлять налоговые льготы для предприятий сферы ЖКХ. В Госдуме предложили дать право применять повышающий коэффициент (не выше трех) в отношении расходов на амортизацию инфраструктуры. «Предложение РСПП коррелирует с нашим. Это позволит эффективнее реализовывать концессионные соглашения, сделать этот инструмент более привлекательным, а для жителей и для коммерческих потребителей это означает более сбалансированные тарифы на услуги», — сказал Сергей Пахомов. Также он отметил, что в комитете ждут сформулированные предложения правительства и готовы обеспечить им высокий приоритет для рассмотрения в Госдуме.
В то же время, как отметил первый заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев, перед вводом налоговых послаблений следует изменить подход по контролю за реализацией проектов по модернизации. «Деньги на модернизацию сетей заложены в тарифе. Однако сейчас нет возможности на постоянной основе контролировать объем этих средств и их использование по целевому назначению», — пояснил он.
В первую очередь необходимо вводить механизмы жесткого контроля расходования целевых средств на модернизацию, сказал депутат. «Мы будем предлагать правительству применить банковское сопровождение таких расходов. Каждый такой рубль должен быть «окрашен»», — подчеркнул он.