ЦБ отверг идею управлять инфляцией через стабилизацию курса путем интервенций
Центробанк не видит оснований бороться с инфляцией через стабилизацию курса путем интервенций вместо изменения ключевой ставки. Ранее с таким предложением к регулятору обратился первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов. «Мы не разделяем это мнение», — заявил зампред ЦБ Алексей Заботкин
Центробанк не видит оснований для борьбы с инфляцией путем интервенций на валютном рынке вместо изменения ключевой ставки. Об этом сообщил зампред Банка России Алексей Заботкин, его слова приводит РБК.
Заботкин также подтвердил, что ослабление рубля является дополнительным проинфляционным фактором, как с точки зрения возможного влияния на ожидания, так и с точки зрения влияния через канал издержек. «Как оно повлияет, мы узнаем из опроса фонда «Общественное мнение», который мы получим до заседания совета директоров 20 декабря», — отметил он.
Зампред ЦБ сообщил, что инфляция на данный момент идет по верхней границе прогнозного диапазона регулятора. Согласно обновленному в октябре среднесрочному прогнозу ЦБ, инфляция в 2024 году составит 8–8,5%. При этом цель Банка России по инфляции — 4%, достижение такого показателя регулятор прогнозирует в 2026 году.
Ранее первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов обратился к ЦБ с предложением активнее «интервенировать на валютном рынке» в период повышенной волатильности курса, чтобы стабилизировать курс рубля, а не повышать ключевую ставку. По мнению Пьянова, дальнейшее повышение процентной ставки может привести к переохлаждению экономики и сокращению ВВП, тогда как при стабилизации курса потребуется меньшее охлаждение экономики, а возвращение цели по инфляции будет проще. «Мы не разделяем это мнение», — сообщил Заботкин.
27 ноября рубль резко обвалился, обесценившись более чем на 7%: курс доллара к концу дня составил 113 рублей, а евро — 119 рублей. ЦБ в тот день установил официальный курс доллара в размере более 108 рублей впервые с 17 марта 2022 года, а евро — свыше 113 рублей.
Тогда Пьянов заявил, что опасность ослабления курса рубля заключается в ее сильном проинфляционном эффекте, причем Банк России недооценивает эффект от переноса ослабления рубля в цены. Модель ЦБ предполагает перенос 10% ослабления курса рубля в 0,5–0,6 п. п. дополнительной инфляции. «Мы считаем этот перенос сильнее», — отметил он.
С 28 ноября ЦБ приостановил покупку валюты на внутреннем рынке до конца 2024 года в рамках зеркалирования регулярных операций Минфина, связанных с реализацией бюджетного правила. Экономисты Bloomberg допустили, что следующим шагом Банка России может стать повышение ключевой ставки до 25%.
На октябрьском заседании ЦБ поднял ключевую ставку на 2 п. п., до 21%, обновив исторический максимум. Как отметил тогда регулятор, инфляция складывается заметно выше июльского прогноза, инфляционные ожидания растут, а рост спроса опережает возможности расширения предложения.