Первый зампред ВТБ предложил ЦБ интервенции для рубля вместо повышения ставки
Первый зампред ВТБ предложил Банку России активнее «интервенировать на валютном рынке» для стабилизации курса рубля вместо повышения ключевой ставки. По словам Дмитрия Пьянова, в противном случае экономика может переохладиться, а ВВП — сократиться. Он также попросил ЦБ разъяснить, каким образом регулятор планирует достигнуть цели по инфляции 4% и в какой мере ЦБ учитывает риски рецессии
Первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов предложил ЦБ активнее интервенировать на валютном рынке в период повышенной волатильности курса, чтобы стабилизировать курс рубля, а не повышать ставку, пишет РБК. Он отметил, что при стабилизации курса потребуется меньшее охлаждение экономики, а процесс возвращения инфляции к цели будет проще.
В колонке для РБК «Письмо Деду Морозу и Снегурочке», написанной от имени «мальчика Димы из синей группы детского сада», Пьянов сетует на установившийся курс доллара к рублю. «Мы с воспитателями посмотрели на доллар в обменнике и обомлели — ведь еще пару месяцев назад было 90!» — написал первый зампред ВТБ. По словам Пьянова, теперь в ВТБ ждут повышения ставки ЦБ, однако это может привести к переохлаждению экономики и сокращению ВВП.
Пьянов также призвал ЦБ понятнее объяснить, как будет осуществляться движение к цели по инфляции в 4% и в какой мере регулятор учитывает риски рецессии. По его словам, более далекий горизонт достижения цели позволит достичь оптимальный баланс, поскольку в 2024 году ожидаемый уровень инфляции был 4-4,5%, но по итогам года составит 8,5-9%. «Что если и сейчас 4,5-5% по итогам 2025-го не сбудется? Вдруг так выйдет, что в 2025-м такая инфляция не станет подарком, а за стремление к ней придется заплатить большую цену в виде рецессии?» — написал Пьянов.
Помимо этого, Пьянов попросил ЦБ добавить ресурсов департаменту банковского регулирования ЦБ и создать работающую площадку для выравнивания позиций подразделений Банка России в регуляторных вопросах. Он отметил, что на данный момент в ЦБ «очень долгий time-to-market» и на подготовку отражающих новые экономические реалии или новые концепции регуляторных документов уходит много времени.
Ранее, 27 ноября, рубль резко обвалился, обесценившись более чем на 7%: курс доллара к концу дня составил 113 рублей, а евро — 119 рублей. ЦБ в тот день установил официальный курс доллара в размере более 108 рублей впервые с 17 марта 2022 года, а евро — свыше 113 рублей.
Тогда Пьянов заявил, что опасность ослабления курса рубля заключается в ее сильном проинфляционном эффекте, причем Банк России недооценивает эффект от переноса ослабления рубля в цены. Модель ЦБ предполагает перенос 10% ослабления курса рубля в 0,5–0,6 п. п. дополнительной инфляции. «Мы считаем этот перенос сильнее», — отметил он.
С 28 ноября ЦБ приостановил покупку валюты на внутреннем рынке до конца 2024 года в рамках зеркалирования регулярных операций Минфина, связанных с реализацией бюджетного правила. Экономисты Bloomberg допустили, что следующим шагом Банка России может стать повышение ключевой ставки до 25%.