Бизнес пожаловался правительству на сбор с распространителей интернет-рекламы
Ввод обязательных отчислений в размере 3% с доходов от распространения рекламы в интернете (оборотный платеж) может затронуть интересы малого и среднего предпринимательства (МСП), создать административные и финансовые риски для МСП, использующих интернет-рекламу для продвижения товаров и услуг. Об этом говорится в письме (есть у Forbes) бизнес-объединения «Опора России» за подписью президента организации Александра Калинина в адрес премьер-министра Михаила Мишустина.
Малый и средний бизнес активно использует интернет-рекламу для продвижения своих товаров и услуг, и введение сбора может привести к росту стоимости рекламных услуг на цифровых платформах, которых он коснется, указывается в письме. «Это негативно отразится на финансовой стабильности представителей МСП, и, как следствие, очевидным эффектом <...> будет увеличение стоимости товаров и услуг по всей цепочке — от цифровой платформы до конечного потребителя», — подчеркивает «Опора России».
Как отмечается в обращении, обязательные публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, представляют собой фискальные сборы. Конституционный суд в постановлении от 28 февраля 2006 года пришел к выводу, что они должны в любом случае соответствовать требованиям Конституции и Налогового кодекса. Но в отношении оборотного платежа от рекламных доходов это требование не соблюдается, считают в «Опоре России». Фискальные сборы с точки зрения Налогового кодекса должны использоваться для поддержки инфраструктуры, которой пользуются сами плательщики. Доходы же бюджета от оборотного платежа будут использованы не для поддержки распространителей рекламы, а «в интересах иных отраслей, что противоречит конституционной природе фискального сбора», подчеркивается в письме.
Проработка ввода такого сбора ведется в рамках поправок ко второму чтению законопроекта об изменениях в статью 28 закона «О рекламе». В текст документа внесли изменения, которые никак не связаны с изначально заявленными целями законопроекта, отмечается в письме. Новый сбор будет взиматься со всех распространителей рекламы в Сети: операторов рекламных систем, СМИ, блогеров, посредников между ними и рекламодателями. Не затронут требования только федеральные теле- и радиоканалы, которые входят в первый и второй мультиплексы (Первый канал, «Россия 1», НТВ, СТС, ТНТ и др.). Отчисления планируется направлять на поддержку софта из реестра разработчиков отечественного программного обеспечения и для «поддержки развития и функционирования информационных ресурсов», писал «Коммерсантъ».
Бизнес-объединение просит правительство обсудить сбор с деловым сообществом и до выработки согласованной позиции не поддерживать введение платежа.
Тезисы «Опоры России» справедливы, уверен директор юридического департамента «Европейской медиагруппы» Дмитрий Григорьев. Российский правопорядок знает подобные формы неналоговых платежей, которые собираются с участников отрасли на ее поддержку и развитие. Например, закон о связи обзывает телеком платить 1,2% на поддержание связной инфраструктуры, говорит он. В случае же оборотного платежа с рекламных доходов «получается, что рекламщики должны обеспечить IT, то есть цель не коррелируется со средствами», сказал Григорьев.
Один из разработчиков изменений в закон «О рекламе», зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов отмечает, что платеж нужен для «справедливых условий конкуренции между интернет-каналами и другими каналами коммуникации». В то же время он признал, что необходимо «вести диалог с любыми общественными организациями, такими как «Опора России», и находить взаимоприемлемые решения».
Как писал в своем Telegram-канале депутат Госдумы Антон Горелкин, средства со сбора оборотного платежа будут направлены на «реализацию нацпроекта «Экономика данных» в части модернизации инфраструктуры Рунета и поддержания бесперебойной работы его важнейших узлов и сервисов». То есть деньги помогут развитию и функционированию информационных ресурсов, а это целевой характер отчислений, полагает старший юрист юридической фирмы Yalilov & Partners Диана Малышева.
Суждения «Опоры России» поднимают актуальную и нерешенную до сих пор проблему установления неналоговых платежей и обеспечения так называемой фискальной прозрачности, говорит руководитель налоговой практики CLS Екатерина Смоловая. Суть проблемы, по ее словам, заключается в том, что за последние несколько лет законодатель часто прибегал к установлению платежей аналогичного характера, в том числе квазиналогов и парафискальных платежей, в силу самых разных обстоятельств. На практике это показывает, что «апеллирование исключительно к теоретическим аргументам оказывается недостаточным», продолжает Смоловая. Возражения представителей «Опоры России» нацелены на поиск правовой логики и оснований для взимания дополнительных платежей, исходя из цели их установления (регулирование определенных общественных отношений, их поддержка, стимулирование развития или иные причины), сказала она.
По данным исследования NMi Group о маркетинговой активности среднего и малого бизнеса в России, реклама в интернете является приоритетным каналом коммуникации для данной категории рекламодателей: 57% представителей МСП активно используют онлайн-рекламу, оценивая прямое и моментальное влияние инвестиций в продвижение на продажи, говорит генеральный директор агентства NMi Digital (входит в рекламную группу NMi Group) Анна Планина. На другие каналы, в том числе офлайн, они ориентируются в меньшей степени, подчеркнула она. «Есть опасения, что 3%-ный сбор так или иначе приведет к повышению цен со стороны площадок, что для части субъектов МСП может сделать онлайн-размещения невыгодными», — предупреждает она.
Появление сбора в 3% для участников размещения рекламы в интернете приведет к кратному росту ее стоимости, что может создать «нерыночные преимущества для рекламы на ТВ, радио, в прессе и наружной рекламы», уверен президент Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) Борис Омельницкий. Другое последствие, по его мнению, — рост нагрузки на МСП, что может лишить их части прибыли.
Председатель комиссии «Опоры России» по рекламе Дмитрий Стрельников отметил, что пока сложно оценить объем финансовой нагрузки и вероятный рост стоимости услуг по распространению интернет-рекламы. По разным оценкам участников рынка, отчисления могут составлять десятки миллиардов рублей, сказал он. «Введение сбора потребует пересмотра ценовой политики по распространению рекламы в интернете, что отразится на рекламных бюджетах рекламодателей, к числу которых относятся и субъекты МСП», — говорит он. Увеличение расходов на интернет-рекламу также окажет влияние на медиаинфляцию (рост стоимости размещения рекламы), которая сейчас оценивается в 20-25%. В результате указанные обстоятельства отразятся на конечной стоимости товаров, подчеркнул Стрельников.
По его мнению, для снижения негативных последствий для отрасли необходимо пересмотреть размер обязательного сбора, а также доработать законопроект с привлечением представителей деловых и индустриальных объединений, экспертов, рекламораспространителей и операторов рекламных систем. В АРИР считают, что оборотный платеж с рекламы в интернете нужно снизить до 1%, добавил Борис Омельницкий.