Россияне и малый бизнес стали чаще обращаться за реструктуризациями кредитных договоров. В июле-сентябре число таких обращений в банки выросло, констатирует ЦБ. Такую динамику регулятор объясняет ростом объема кредитования, неравномерным влиянием инфляции на различные категории граждан, чья долговая нагрузка может быть высока, а динамика доходов может отставать от инфляции. Также на активность в реструктуризации влияли невозможность для части заемщиков вернуться к погашению долга после кредитных каникул и повышенный спрос на этот инструмент у жителей приграничных регионов
Россияне и малый бизнес в III квартале 2024 года стали чаще обращаться за реструктуризацией своих кредитов, следует их данных Банка России. Всего за июль-сентябрь банки получили 1,1 млн заявлений о реструктуризации от граждан, из которых 965 800 — по собственным программам банков, 146 700 — на кредитные каникулы и 5000 — на ипотечные каникулы. Это на 20%, 39% и 4% выше показателей II квартала соответственно.
Число реструктуризаций растет, отмечает ЦБ. С начала года граждане банки получили 2,8 млн заявлений от физлиц. В среднем за квартал число заявок от граждан увеличивается примерно на 20%.
От субъектов малого и среднего бизнеса банки за первые три квартала 111 400 заявлений о реструктуризации кредитов. В III квартале от малого бизнеса спрос также вырос к прошлым отчетным периодам 2024 года, констатирует регулятор: в июле-сентябре банки приняли 40 400 заявок против 35 100 кварталом ранее.
Такую динамику Банк России объясняет целым набором причин. Это рост объема кредитования, неравномерное влияние инфляции на различные категории граждан, чья долговая нагрузка высока, а динамика доходов может отставать от инфляции, невозможность вернуться к погашению долга после кредитных каникул и повышенный спрос на этот инструмент у жителей пострадавших приграничных регионов.
Опрошенные Forbes банки подтверждают тренд. «На фоне высоких объемов кредитования физических лиц в I полугодии 2024 года сохраняется спрос на реструктуризацию. При этом большинство заемщиков продолжают выполнять свои обязательства. Если в 2023 году мы реструктурировали 139 000 кредитов на сумму 61 млрд рублей, то за десять месяцев 2024 года реструктурировано уже 241 000 кредитов на сумму 81,5 млрд рублей. Из них: программы банка — 223 00 на сумму 75 млрд рублей, а по 353-ФЗ — 18 000 на сумму 6,5 млрд рублей», — говорит директор дивизиона «Розничное взыскание и урегулирование» Сбербанка Денис Кузнецов.
По его словам, дополнительным фактором роста числа заявлений на кредитные каникулы стало увеличение с 1 января 2024 года максимального размера кредита, в отношении которого заемщик вправе обратиться с требованием о предоставлении льготного периода. Но в значительном количестве поступивших заявок содержалось требование о реструктуризации кредитов, размер которых все равно превышал установленный максимум.
«Да, мы видим увеличение спроса на реструктуризацию в сегменте МСБ, и в его основе две тенденции. Во-первых, рост связан с изменением условий по тем кредитам, где уже были в графике, в финансовом плане. Выросли процентные расходы, и у компаний остается меньше свободного кеша для сокращения кредитной задолженности. Во-вторых, те компании, которые пользовались оборотными кредитами, также пересматривают свои бюджеты. Они пытаются сократить объем кредитных заимствований, увеличивают отсрочки там, где можно обойтись без высоких процентных ставок», — объясняет председатель правления СДМ-банка Максим Солнцев. Запрос на реструктуризацию среди субъектов малого бизнеса спровоцирован ростом расходов на обслуживание долгов, обусловленный ростом ключевой в этом году с 16 до 21%, в том числе приводит к сдвигу сроков окупаемости и, соответственно, необходимости реструктуризации кредитных договоров, соглашается директор корпоративного блока департамента корпоративного бизнеса ББР Банка Александр Киселев.