Bloomberg узнал о готовности России ослабить рубль для противостояния санкциям
Российские власти, похоже, не планируют принимать меры для противодействия ослаблению рубля, пишет Bloomberg. Слабый рубль не вызывает беспокойства властей, так он принесет пользу федеральному бюджету на фоне планов по увеличению расходов в 2025 году, объяснили агентству два информированных источника. Чиновники готовы позволить рублю упасть до отметки в 100 рублей за доллар, отметили они.
Официальный курс доллара, установленный Банком России на 15 октября, равен 96,1021 рубля за $1.
В прошлом году рубль дважды пробивал отметку выше 100 рублей за доллар. В ответ Банк России на внеочередном заседании в августе 2023 года повысил ключевую процентную ставку на 350 базисных пунктов. А затем в октябре правительство ужесточило контроль за движением капитала, потребовав от 43 групп экспортеров репатриировать 80% своей валютной выручки и продавать ее за рубли на внутреннем рынке.
В июне 2024 года Минфин США и его подразделение по контролю за иностранными инвестициями OFAC объявили о санкциях против Московской биржи, что нанесло удар по валютному рынку и механизму формирования курсов доллара и евро к рублю. Тогда же Вашингтон пригрозил ввести вторичные санкции в отношении банков стран, являющихся ключевыми торговыми партнерами России. В результате бизнес столкнулся с трудностями при проведении платежей с банками Китая и Турции.
Правительство было вынуждено отреагировать. В июне 2024 года требование к репатриации доходов было снижено до 60%, в июле — до 40%. А 11 октября была вдвое — с 50% до 25% — снижена обязательная конвертация экспортной выручки.
Ослабление рубля отражает трудности с платежами по внешней торговле, с которыми сталкиваются импортеры и экспортеры, объяснил Bloomberg инвестиционный директор московской Astra Asset Management Дмитрий Полевой. «Правительство вынуждено идти навстречу экспортерам», — отметила аналитик казахской Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Она считает, что регулятор будет вынужден использовать денежно-кредитные меры, чтобы компенсировать сопутствующий ущерб от слабого рубля в виде высокой инфляции.
Но бывший первый зампред ЦБ Олег Вьюгин, курировавший в этой должности вопросы денежно-кредитной политики, отметил, что для бюджета низкий обменный курс всегда выгоден. «В текущей ситуации 100 рублей за доллар не так уж и страшны, хотя и имеют определенный инфляционный эффект», — сказал он агентству.