Росфинмониторинг предупредил банки о рисках обналичивания средств через маркетплейсы
Росфинмониторинг предупредил банки о рисках использования маркетплейсов для трансакций в целях незаконного обналичивания денег. Речь идет, в частности, о продавцах на маркетплейсах, которые из-за проблем с импортом вынуждены расплачиваться с поставщиками нестандартными путями. Источник РБК в одном из банков подтвердил, что «сейчас тема сомнительных операций на маркетплейсах очень актуальна»
Росфинмониторинг направил банкам предупреждения о рисках использования маркетплейсов для трансакций в целях незаконного обналичивания денежных средств, сообщил РБК представитель службы. «Маркетплейсы используются в таких схемах для разрыва транзитных цепочек», — объяснил он.
Собеседник издания в одном из банков подтвердил, что «сейчас тема сомнительных операций на маркетплейсах очень актуальна». Представитель другого крупного банка отметил, что операции проводят компании и индивидуальные предприниматели, торгующие на маркетплейсах. Он сообщил, что с конца августа платформа ЦБ «Знай своего клиента» (ЗСК) стала чаще помещать их в группу со средним и высоким риском проведения подозрительных трансакций с целью отмывания или обналичивания денег.
Представитель Банка России рассказал, что регулятор фиксирует отдельные, не имеющие системного характера случаи проведения подозрительных операций клиентами банков, якобы осуществляющих деятельность под видом продавцов товаров на маркетплейсах. Он признал, что это можно считать одним из способов «обхода противолегализационных процедур банков» и системы ЗСК.
Платформа «Знай своего клиента» действует с 1 июля 2022 года, к ней подключены все кредитные организации. Сервис анализирует трансакции клиентов банков — юрлиц и ИП, присваивая им определенный уровень риска проведения сомнительных операций.
Представитель ЦБ сообщил изданию, что к высокорисковым относятся 1,3% от всего количества юрлиц и ИП, а еще 1,9% клиентов находятся в промежуточной, желтой зоне. «Такое распределение стабильно и не меняется в последние месяцы», — подчеркнул он.
Директор по маркетингу сервиса аналитики One Screen Павел Литвак рассказал изданию, что сейчас российские импортеры нередко обходят таможенные процедуры при ввозе товаров. Эти товары могут попадать на оптовые рынки, где их покупают продавцы для реализации в онлайне. Кроме того, товары для продажи на маркетплейсах могут закупаться через байеров (посредников), рассказал РБК один из продавцов на крупной площадке. Он объяснил, что в этом случае расчеты за поставку будут безналичными, но это будет перевод от ИП на карту физического лица или между физлицами.