Экономисты оценили объем дотаций для снижения бюджетного неравенства регионов
Наиболее эффективным видом федеральных межбюджетных трансфертов для выравнивания бюджетного неравенства регионов оказались нецелевые выплаты — дотации, говорится в исследовании директора Центра региональной политики РАНХиГС Владимира Климанова и старшего научного работника центра Евгения Тимушева, с которым ознакомился Forbes.
Существует четыре вида межбюджетных трансфертов из федерального бюджета: нецелевые дотации, целевые субсидии (помощь на конкретные задачи региона) и субвенции (помощь на задачи, поставленные субъекту федеральной властью), а также иные межбюджетные трансферты.
Бюджетная обеспеченность считается делением индекса налогового потенциала региона (объем налогов, которые планируется собрать в субъекте, разделенный на число его жителей) на индекс бюджетных расходов (разница в стоимости стандартного набора бюджетных услуг в разных регионах), пояснил Владимир Климанов. К примеру, по данным ученых, в трех самых богатых регионах — Москве, Ямало-Ненецком автономном округе и Тюменской области средний уровень бюджетной обеспеченности в 2016-2024 годах составил 2,742, 2,414 и 2,129 соответственно. А в трех самых бедных — Республике Тыва, Ингушетии и Чеченской Республике — 0,211, 0,232 и 0,266 соответственно.
Согласно президентскому указу от мая 2024 года «О национальных целях развития», к 2036 году разрыв между десятью самыми обеспеченными и десятью самыми необеспеченными субъектами должен сократиться не более чем до двух раз. Экономисты РАНХиГС пришли к выводу, подсчитав эффект от разных видов межбюджетных трансфертов за 2016-2024 годы, что если вдвое увеличить только дотации, то цели 2036 года можно будет достичь уже сейчас. По данным портала «Электронный бюджет», общий объем всех трансфертов в 2023 году составил 4,03 трлн рублей. Из них на дотации выделяется порядка 1,2 трлн рублей, то есть достаточно выплачивать около 2,5 трлн для существенного сокращения разрыва бюджетной обеспеченности, сказал Владимир Климанов. Субсидии и субвенции значительно менее эффективны для таких задач.
Выделение субсидий и субвенций в большем объеме обусловлено в том числе необходимостью финансировать достаточно крупные объекты, которые субъект не способен профинансировать за свой счет, отметила старший директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова.
«Дотации же выделяются в большей степени самым нуждающимся регионам. А целевые межбюджетные трансферты не всегда нацелены именно на выравнивание, зачастую они могут даже усугублять различия, потому что способствуют развитию субъекта», — говорит Климанов. Дотации же не обеспечивают развитие, но сглаживают разрыв, в том числе потому, что регион может потратить деньги именно на решение тех вопросов, которые стоят наиболее остро. Федеральные власти не всегда могут оценить это правильно, добавил он.
Эффективность предоставления целевых межбюджетных трансфертов измеряется конкретными показателями и подлежит регулярному мониторингу, говорит заведующий кафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Светлана Фрумина. Кроме того, субсидирование предусматривает механизм софинансирования, то есть привлечение дополнительных средств частных инвесторов для реализации поставленных целей. Целевые межбюджетные трансферты можно легко контролировать, в отличие от дотационных выплат, добавляет Климанов.
В то же время 1% налога на прибыль предоставляется субъектам в качестве нецелевой поддержки, отметила Светлана Фрумина. Согласно закону от 12 июля 2024 года №176-ФЗ об изменениях в Налоговый кодекс, налог на прибыль с 2025 года поднимется с 20% до 25%, соответственно вырастет и объем дотаций, сказала она.
«Режим дотаций не может быть универсальным инструментом, решающим проблему разрыва бюджетной обеспеченности регионов», — уверен профессор-исследователь департамента политики и управления факультета социальных наук НИУ ВШЭ Мстислав Афанасьев. По его словам, для выравнивания ситуации в субъектах необходимо поддерживать основные механизмы рыночной экономики. Основная цель — это создание одинаково комфортных условий жизни во всех населенных пунктах страны — как больших, так и малых. Без устойчивого экономического развития этого не добиться, подчеркнул он. Однонаправленные меры в виде пересортировки между собой трансфертов и увеличения их объемов могут привести к чрезмерной зависимости субъектов от федерального центра, снизив стимулы для инвестиций, добавила Фрумина.
По ее мнению, для достижения установленных показателей и выравнивания бюджетной обеспеченности важно сочетать меры стимулирующего характера: наряду с межбюджетными трансфертами следует формировать точки роста регионального развития, которые откроют возможности для привлечения частных инвесторов и будут обеспечивать налоговые поступления. В таком фарватере развиваются в настоящее время регионы, стимулируя внутренний туризм, креативные индустрии и другие направления, отметила Фрумина.