Состоятельные россияне готовятся к повышению налога на доход с иностранных компаний
Российские владельцы контролируемых иностранных компаний (КИК, структуры, зачастую зарегистрированные в офшорных юрисдикциях, которые состоятельные россияне используют для владения активами в России) готовятся к повышению фиксированного налога на доходы («паушального взноса»), который они платят с прибыли этих компаний. Об этом Forbes рассказали в крупных консалтинговых компаниях. В частности, растет спрос на переход с режима фиксированного налога, который сейчас составляет 5 млн рублей со всех КИК, принадлежащих одному лицу, на стандартную ставку подоходного налога (c 2025 года ставка по нему — от 13% до 22% для физлиц).
«Ряд контролирующих лиц рассматривают возможность перехода на обычный режим», — говорит партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Донат Подниек. Также он отметил, что клиенты начали оценивать необходимость своих компаний, чтобы ликвидировать ненужные.
«Есть спрос на рассмотрение вариантов реструктуризации КИК, которые позволят адекватно вписаться в новые правила», — подтверждает партнер Б1 Марина Белякова. В числе вариантов — переход на общий режим, сокращение числа компаний или их объединение у одного владельца. Но поскольку одновременно применять общий и паушальный режимы один человек не может, в некоторых случаях можно распределить собственность на КИК внутри семьи, добавила она.
Сейчас, согласно статье 227.2 Налогового кодекса, фиксированный НДФЛ в 5 млн рублей уплачивается одним владельцем КИК независимо от числа контролируемых компаний. С 2025 года по 5 млн рублей будет взиматься с каждой КИК (максимум 25 млн рублей). Фиксированный налоговый режим должен применяться не менее пяти лет (для тех, кто перешел на фиксированный платеж с 2020 или 2021 года, обязательный срок составлял три года). Также в 2023 году в правило минимального срока внесли исключение: если в Налоговый кодекс вносятся изменения, приводящие к увеличению суммы уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК, налогоплательщик может досрочно прекратить использование режима (статья 227.2 Налогового кодекса), отмечает юрист практики международного налогового планирования BGP Litigation Линда Куркулите.
«Паушальный взнос» для владельцев КИК ввели в 2020 году, в том числе как один из инструментов деофшоризации. Тогда был период амнистии капиталов, которая позволяла задекларировать иностранные активы в России, избежать штрафов, уголовной ответственности и предоставляла ряд гарантий, сказала руководитель налоговой практики CLS Екатерина Смоловая. При этом режим стал компромиссным решением для владельцев КИК и налоговых органов — он позволяет контролирующим лицам избежать штрафов из-за нерасторопности директоров или провайдеров услуг по подготовке финансовой отчетности или аудита, может давать отсрочку в уплате налога с прибыли КИК, говорит Донат Подниек. Точный расчет налога с КИК от фактической прибыли требует подтверждения финансовой отчетностью по иностранному праву — аудиторским заключением, дополнительными пояснениями, объясняет партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов. Это повышает издержки и налоговые риски владения КИКами — из-за ошибок, запросов налоговых органов, необходимости подтверждающих документов и так далее, добавил он.
Повышение фиксированного налога, вероятно, связано в первую очередь с повышением максимальной ставки НДФЛ до 22%, а также в какой-то мере с усилившимся процессом деофшоризации: многие КИК связаны с владением не иностранными, а российскими активами, отметил Вадим Зарипов. За время действия нормы у налоговой службы появилось понимание, сколько в среднем у российских резидентов КИК и какова их средняя декларируемая прибыльность. На основе этого Минфин определил новые параметры, полагает он. «Принимая концепцию изменений в Налоговый кодекс (кто больше зарабатывает, тот должен платить больше), повышение «паушального» налога с прибыли КИК выглядит вполне логичным», — добавил Донат Подниек.
Кроме того, «паушальный взнос» расслабил многих владельцев иностранных компаний, отмечает Марина Белякова. «Нам известны случаи, когда у лиц в структурах насчитывается более сотни КИК, существенная доля которых не несет высокой функциональности», — говорит она. Действительно, для многих держателей КИК 5 млн рублей были комфортной суммой, согласна Екатерина Смоловая. И даже если часть КИК не использовалась, то при оценке затрат на составление и аудит финансовой отчетности, реструктуризацию или ликвидацию контролирующие лица предпочитали «оставить все, как есть». А планируемое повышение налогов вынуждает выйти из зоны комфорта, добавила она.
По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), по итогам 2022 года (последние данные) число КИК в России выросло на 21%, до 45 600. Уведомления о таких компаниях за 2022 год предоставили более 18 300 налогоплательщиков, 82% из которых физлица, остальные 18% контролируются юрлицами. По сравнению с 2021 годом число уведомивших о КИК выросло на 10%. В среднем на одного отчитавшегося налогоплательщика приходилось по 2,5 КИК.
Росту интереса к переходу на обычный режим налогообложения КИК также могут способствовать недавние поправки в Налоговый кодекс, облегчающие расчет прибыли КИК из недружественных юрисдикций, отметила партнер налоговой практики компании «Технологии доверия» Анна Модянова. Ранее для этого нужна была локальная отчетность, доступ к которой у российского контролирующего лица был зачастую ограничен из-за санкций. Теперь налогоплательщик сможет для расчета прибыли КИК использовать отчетность, подготовленную по международным стандартам, пояснила она.
По словам Марины Беляковой, также рассматривается в качестве вариантов реструктуризации КИК перевод активов на частные фонды и трасты. Но, по мнению Беляковой, вряд ли интерес к ним будет активно расти и дальше. Многие исторически популярные структуры теперь применять сложно, они работают в «недружественных» государствах. Не совсем разумно, спасаясь от не столь значимых для крупного капитала последствий по КИК, рисковать самими активами, отметила она. А в дружественных странах (например, в ОАЭ) частные фонды и трасты не имеют столь внушительной истории, как, например, трасты в системе права Великобритании, добавила Белякова. Уровень доверия у клиентов к ним пока невысокий, согласен Подниек. Он отмечает спрос на структурирование активов через закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФ).
Переход на обычный режим можно рассматривать в качестве одного из наиболее оптимальных механизмов для снижения негативных последствий, считает Екатерина Смоловая. Зачастую этого действительно достаточно: при владении несколькими КИК, с учетом их совокупной прибыли, уплата фиксированного налога была выгодной стратегией, но с вступлением в силу новых правил станет явно обременительной, отметила она.