На пути к неизбежному: на сколько ЦБ поднимет ключевую ставку в июле
Чего ждать от Банка России
На очередном заседании по ключевой ставке 26 июля совет директоров Банка России поднимет ставку, следует из базовых сценариев всех 13 опрошенных Forbes экономистов и аналитиков. При этом семь опрошенных экспертов считают, что регулятор повысит ставку существенно — сразу на 2 п.п., еще пять — что повышение будет более сдержанным, на 1 п.п. Если такой сценарий реализуется, ЦБ повысит ставку впервые в этом году — в последний раз регулятор делал это в декабре 2023 года, после чего четыре раза подряд сохранял ставку на уровне 16%.
Повышение ставки больше чем на 2 п.п. маловероятно, считает главный экономист «Т-Инвестиций» Софья Донец, — экстремального ужесточения ставки, когда нужно «вернуть людей в рубль», сейчас не требуется. В то же время, сейчас регулятор имеет дело с «непокорными» инфляционными ожиданиями и высокой кредитной активностью, а также с высокими темпами самой инфляции. В мае с поправкой на сезонность в годовом выражении рост цен составил 10,7%, в июне — 9,3%. «Это такой фон, который располагает к существенному шагу», — заключает Донец.
Сам ЦБ давал рынку перед заседанием предельно ясные сигналы. В начале июля глава Банка России Эльвира Набиуллина на Финансовом конгрессе в Петербурге признала, что проинфляционные риски не просто выросли, но реализовались, а основным предметом дискуссии на заседании по ставке будет именно масштаб ее повышения. Зампред Банка России Алексей Заботкин тогда же указал, что «на столе» у регулятора среди вариантов при принятии решения по ставке, скорее всего, будет повышение на 1–2 п.п., до 17–18%. Рыночные прогнозы были и более смелыми — в частности, в ВТБ один из сценариев действий регулятора на ближайшем заседании предполагал повышение ставки вплоть до 20%, говорил в конце июня первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов.
Базовый сценарий — повышение ставки до 18%, говорит экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. Такой рост ставки заложен в ожидания денежного рынка, и меньший шаг в повышении будет воспринят как смягчение политики, что может вызвать волну снижения ставок по депозитам, объясняет он. Кроме того, такое повышение ставки, по его оценкам, соответствует масштабу «перегрева» экономики на 2–2,5% ВВП и высокой вероятности сохранения инфляции на уровне 7–8% в 2024 году. Наконец, ЦБ предпочтет повысить ставку с запасом, чтобы в следующем году избежать такой же ситуации, как в 2024-м — изначально регулятор указывал на решимость достичь цели в 4% уже в этом году, но цены к середине июля выросли уже на 4,8%. При этом по альтернативному сценарию экономиста ЦБ и вовсе не будет повышать ставку в июле и предпочтет подождать 2–3 месяца, но это будет означать, что ожидания участников рынка и бизнеса по росту цен заякорятся на уровнях 2–2,5 раза выше «целевых» 4%, добавляет Исаков.
У ЦБ две основные опции — повысить ставку очень сильно, например до 20%, либо умеренно — до 18%, рассуждает старший макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. Однако если регулятор повысит ставку существенно, то участники рынка будут закладывать и более быстрое ее снижение. Более умеренные 18% «не вызовут ожиданий, что это на короткое время», считает Мурашов.
Рост ставки 26 июля возможен не менее чем на 2 п.п., прогнозирует начальник отдела кредитного анализа макроэкономики «РСХБ Управление Активами» Павел Паевский. Причины, которые потребуют от регулятора решительных действий — разгон инфляции на фоне высокого потребительского спроса, который растет быстрее текущих возможностей экономики.
Что беспокоит ЦБ
В бюллетене «О чем говорят тренды» аналитики Банка России отметили, что для возвращения инфляции к цели 4% (ЦБ ждет этого в 2025 году) во втором полугодии денежно-кредитные условия должны быть более жесткими, чем в первом, и оставаться такими долго. В то же время ЦБ отметил, что процентные ставки в экономике заметно выросли и даже с учетом повышенных инфляционных ожиданий (которые растут три месяца подряд) денежно-кредитные условия стали жестче.
Драйвером роста цен остается внутренний спрос — как со стороны бизнеса и населения, так и со стороны государства. Его темпы во II квартале превысили возможности экономики, она остается перегретой, указывают авторы бюллетеня. Спрос подогревается ростом кредитования, которое происходит и в розничном, и в корпоративном сегменте. Разгон в рознице обеспечила ипотека: граждане набрали кредитов на фоне ожиданий завершения или ужесточения льготных госпрограмм по нерыночным ставкам. Однако если в ипотечном сегменте ЦБ ждет скорого охлаждения, то в необеспеченном потребкредитовании замедление будет растянуто по времени. Кредитная активность населения подогревается за счет рынка труда, который продолжает обновлять исторические максимумы занятости и спроса на рабочую силу при ограничении предложения кадров и активном вовлечении отдельных когорт — возрастного населения и молодежи.
Кроме факторов на стороне спроса, аналитики Банка России теперь указывают на проинфляционные факторы на стороне предложения. Они связаны со сложностями в оплате импортных товаров российскими компаниями и в доставке этих товаров. Эти проинфляционные факторы перекрывают даже эффект от укрепления рубля, отмечает регулятор.
Будут ли новые повышения
В базовом сценарии большинства опрошенных Forbes аналитиков июльского повышения будет достаточно. «Базовый сценарий — сохранение ключевой ставки на уровне 18% до конца этого года и начало ее медленного снижения в I квартале 2025 года — после фиксации устойчивого снижения инфляции и инфляционных ожиданий», — предполагает главный аналитик ПСБ Денис Попов. Однако риск дополнительного повышения ключевой ставки будет сохраняться в течение всего III квартала и, возможно, IV, признает он. В его базовом сценарии пиковым значением остается 18% годовых, в альтернативном ставка может вырасти еще на 1 п.п., к 19%, прогнозирует директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг.
Трансмиссия кредитной политики занимает от трех до шести кварталов, она уже очень хорошо работает на стороне сбережения, рассуждает Донец. С начала года средства населения выросли на 4,8 трлн рублей (плюс 10,5%), что в 2,5 раза превышает прирост за тот же период прошлого года, указывает ЦБ. Однако для устойчивого перехода к сберегательной модели требуется охлаждение роста зарплат, напоминают эксперты. «Есть интрига с зарплатами — может начаться цикл ускорения, когда ускоряются цены, ускоряются зарплаты, потом снова ускоряются цены, то есть увеличение доходов перекладывается в цены. Оценить ситуацию можно будет осенью», — говорит управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин. По его прогнозам, июльского повышения ставки может быть достаточно до конца года.
В базовом сценарии пик ставки составит 18%, а охлаждение кредитования и роста цен позволит Банку России начать снижать ставку уже в IV квартале 2024 года — либо в октябре, либо декабре — обратно до порядка 16%, прогнозирует Александр Исаков.
В целом новые меры помогут несколько замедлить инфляцию в ближайшие месяцы, солидарны эксперты Forbes. Новым «черным лебедем» для ЦБ может оказаться затруднение и замедление расчетов за импорт. «Крепкий рубль больше не помощник для Банка России — во-первых, действительно, способствующие его укреплению факторы одновременно повышают и трансакционные издержки, закладываемые в цены товаров. Во-вторых, даже если рубль и укрепится в силу других независимых факторов, импортеры не будут переносить в цены товаров более крепкий курс, рассматривая это как временное явление, как это было в 2022 году при курсе 60 рублей за доллар», — заключает главный экономист «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин.