Саудиты пригрозили G7 продажей европейских бондов при конфискации российских активов
Саудиты в начале 2024-го в частном порядке намекнули странам G7 на продажу некоторых европейских облигаций в случае конфискации почти $300 млрд замороженных российских активов, узнал Bloomberg. В то же время в Минфине Саудовской Аравии сообщили агентству, что «подобных угроз не было». Один из саудовских чиновников заявил, что правительство не стало бы выступать с подобными угрозами, но могло «обрисовать» членам G7 возможные последствия конфискации
Саудовская Аравия в частном порядке намекнула странам G7, что может продать некоторые европейские облигации, если альянс решит конфисковать почти $300 млрд замороженных российских активов, пишет Bloomberg со ссылкой на людей, знакомых с вопросом.
В мае и июне члены G7 рассматривали различные варианты в отношении замороженных российских активов. По данным Bloomberg, страны блока договорились использовать прибыль от этих средств, но сами активы не конфисковывать, хотя США и Великобритания «настаивали на том, чтобы союзники рассмотрели более смелые варианты». Некоторые страны Евросоюза выступили против этой идеи, опасаясь, что другие инвесторы станут избегать хранения своих резервов в евро. По словам источников, позиция Саудовской Аравии, вероятно, усилила их опасения.
Как пишет Bloomberg, в начале 2024-го Минфин Саудовской Аравии сообщил некоторым коллегам в G7 о своем несогласии с идеей конфисковать замороженные российские активы. Один из собеседников агентства назвал это «скрытой угрозой». Кроме того, по словам двух источников Bloomberg, саудиты также упомянули долговые обязательства, выпущенные французским казначейством.
В то же время Минфин Саудовской Аравии заявил Bloomberg, что «подобных угроз не было». «Наши отношения с G7 и другими странами отличаются взаимным уважением, и мы продолжаем обсуждать все вопросы, способствующие глобальному росту и повышению устойчивости международной финансовой системы», — добавили там.
По словам одного из саудовских чиновников, правительство страны не стало бы выступать с подобными угрозами, но могло «обрисовать» членам G7 возможные последствия конфискации. При этом Bloomberg отмечает, что вложения Саудовской Аравии в евро и французские облигации могут составлять «десятки миллиардов евро», однако они не настолько велики, чтобы существенно повлиять на ситуацию при их продаже. Европейские чиновники обеспокоены тем, что другие страны могут последовать примеру Саудовской Аравии, пишет агентство.
На саммите G7 в Италии, который прошел 13-15 июня, страны блока согласовали предоставление Украине около $50 млрд новой помощи. Согласно плану, средства будут предоставлены Киеву в виде кредитов, которые будут погашаться за счет прибыли, полученной от заблокированных российских активов, большая часть которых находится в Европе.
В мае глава МИД Чехии Ян Липавский сообщил, что страны ЕС одобрили план по использованию доходов от замороженных активов России для помощи Киеву. Он рассказал, что в 2024 году Украина уже сможет получить до €3 млрд. «90% доходов пойдут на военную поддержку», — заявил Липавский. Позже в Совете ЕС уточнили, что прибыль от замороженных в европейских депозитариях активов России будет направляться на поддержку Киева дважды в год. Новые правила касаются доходов, полученных с 15 февраля 2024 года европейскими депозитариями, «владеющими российскими суверенными активами и резервами на сумму более €1 млн», уточнили там и добавили, что 90% доходов будут направляться в Европейский фонд мира, а 10% — на реализацию программ поддержки Украины, финансируемых из бюджета ЕС.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, комментируя решение Совета ЕС, заявил, что Кремль расценивает любой вариант изъятия российских средств как экспроприацию. «Урезанный вариант [изъятия средств] является ничем иным, как экспроприацией», — сказал он. Песков добавил, что это решение Брюсселя повлечет за собой последствия. Москва сейчас оценивает возможные варианты ответа на передачу Украине доходов от замороженных активов «в том виде, в котором он будет наилучшим образом соответствовать нашим интересам», сказал он тогда.