В ВЭБ оценили связь высоких ставок с «неполетевшим» финансированием техсуверенитета
Высокие ставки не позволяют российским банкам в полной мере воспользоваться стимулами при финансировании проектов технологического суверенитета, сообщил первый зампред ВЭБ.РФ Мирошниченко. Таксономия не «полетела» так, как хотелось, признала глава ЦБ Набиуллина
Высокие ставки не позволяют российским банкам в полной мере воспользоваться стимулами при вложениях в проекты технологического суверенитета, сообщил РБК первый зампред ВЭБ.РФ Алексей Мирошниченко. «Экономия» нагрузки на капитал, которую кредиторы могли бы получить при финансировании проектов в рамках таксономии, нивелируется возросшей стоимостью денег на рынке, отметил он.
Таксономия действует второй год. В 2023-м объем финансирования по ней составил 317 млрд рублей. По результатам 2024-го, по прогнозу Мирошниченко, вырастет на 10–26% и достигнет 350–400 млрд рублей. В феврале 2023 года ВЭБ рассчитывал, что стимулирующие меры помогут сформировать кредитный портфель в объеме 5–10 трлн рублей, в том числе 1–2 трлн рублей в первый год после запуска механизма. На тот момент ключевая ставка ЦБ равнялась 7,5%. Сейчас — 16%.
Таксономия не «полетела» так, как хотелось, признала в июне глава Банка России Эльвира Набиуллина. «Мы называли потенциал несколько триллионов, а у нас около 300 млрд рублей профинансировано по проектам таксономии», — сообщила она на ПМЭФ-2024 (цитата по «Интерфаксу»). По мнению Набиуллиной, таксономия не «полетела» в связи с тем, что когда ее задумывали, то ожидалось, что кредиты банки будут предоставлять неохотно и этот кредитный ресурс надо направить в проекты, связанные с технологической модернизацией. Но в результате банки нарастили кредиты за год почти на 20%, «то есть рост идет без таксономии».
По словам Мирошниченко, сейчас стимулирующее регулирование ЦБ позволяет банкам снизить стоимость финансирования в рамках таксономии на 1 процентный пункт (п.п.). Но это, по его словам, заметно при стоимости кредита 10%, а сейчас на фоне ключевой ставки в 16% она достигает 20%. «Боюсь, что для этой величины 1 п.п. не сможет существенно изменить ситуацию», — подчеркнул замглавы ВЭБ.РФ.
По мнению Мирошниченко, в условиях высоких ставок ЦБ мог бы еще больше снизить для банков нормативы по капиталу при финансировании таких проектов. А пока, по его словам, бизнес в условиях высоких ставок обращается и за финансированием по таксономии, и за прямыми субсидиями.
В 2022 году Банк России заявил о необходимости приоритетного финансирования проектов, направленных на «обеспечение технологического суверенитета и структурную перестройку экономики». Для отбора таких проектов Минэкономразвития разработало таксономию с критериями, которым должен отвечать бизнес для получения льготного финансирования. Соответствовать таксономии могут проекты технологического суверенитета (по созданию производств, которых нет в стране) и структурной адаптации экономики. Проекты техсувернитета предусмотрены для автомобиле-, судо- и авиастроения, нескольких видов машиностроения, медицинской, фармацевтической и химической промышленности (всего 13 отраслей).
Стимулирующее регулирование позволяет банкам, обладающим универсальной лицензией, снизить нагрузку на капитал по целевым кредитам за счет понижения коэффициентов риска на 10–70% от стандартной величины кредитного риска в зависимости от категории проекта. Это позволяет банкам предложить заемщикам более низкую ставку кредитования.