На сложном рынке: почему банки скрещивают автокредиты с потребительскими займами
Российские банки все чаще выдают постзалоговые кредиты на покупку машин, рассказали Forbes несколько крупных игроков на рынке автокредитования. От классических автокредитов (как правило, они оформляются в автосалонах на покупку конкретного авто) такие кредиты отличаются тем, что выдаются банком без взаимодействия с дилером, в виде займа наличными на покупку автомобиля, который заемщик может выбрать потом.
По словам представителя ВТБ, банк начал работать с программами автокредитов с отложенным залогом еще несколько лет назад, чтобы «дополнить предложения дилеров на финансирование покупки автомобиля и дать возможность клиентам приобрести авто у физлиц безопасно и по наиболее выгодным ценам», а сейчас и другие банки стали активно развивать подобные продукты. Банк публично не раскрывает, какая доля в выдачах ссуд на покупку машин проходит по таким программам. Она может составлять основу портфеля, писало издание Frank Media со ссылкой на крупного игрока на рынке автокредитования.
На растущую популярность постзалога у крупных игроков рынка указывает и директор департамента «Занять и сберегать» Сбербанка Сергей Широков. По его словам, «Сбер» работает с этим инструментом больше года, сейчас этот продукт «набирает объемы».
У Альфа-банка сейчас в выдачах преобладает классическое автокредитование, но банк также видит рост сегмента кредитов наличными на покупку авто, сообщила его пресс-служба. «Мы начали развивать этот продукт еще в 2022 году для того, чтобы улучшить путь клиента, который хочет купить автомобиль с рук, но также хочет иметь все преимущества автокредита», — рассказал руководитель дирекции развития автокредитования Альфа-банка Сергей Литвиненко.
Почта Банк, в чьей линейке уже есть «Автокредит наличными», сейчас думает о развитии постзалогового автокредитования, сообщила его пресс-служба. Абсолют банк использует такую механику при рефинансировании автокредитов, выданных другими банками, рассказал директор департамента розничных продуктов банка Виталий Костюкевич. Постзалоговые или беззалоговые кредиты наличными на покупку автомобиля можно найти также у Совкомбанка, Газпромбанка, Райффайзенбанка, «Уралсиба», Хоум Банка и других игроков, а ОТП Банк планирует запустить такой продукт в июне.
Аналитики рынка автокредитования подтверждают рост популярности постзалоговых кредитов. В январе — мае объем выдач по таким программам в банках заметно вырос, у некоторых игроков именно постзалоговые кредиты обеспечивают до 40-50% всех ссуд на покупку авто, «сейчас это тема горячая», говорит старший проектный лидер Frank RG Станислав Сухов.
Рост предложения со стороны банков автокредитов с отложенным залогом совершенно точно наблюдается, соглашается директор группы рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства АКРА Михаил Полухин. Правда, посчитать долю в банковских выдачах на основании публичных данных вряд ли возможно, отмечает он. Дело в том, что такие кредиты обладают признаками как кредитов наличными, так и автокредитов, и банки могут отображать их в своих данных по-разному.
Что представляет собой постзалоговый кредит
Классический автокредит является целевым: банк выдает его строго на покупку конкретного автомобиля, который до момента погашения займа будет в залоге у кредитора. Обычно в таких программах требуется внести первоначальный взнос и застраховать предмет залога (без КАСКО банк может повысить процентную ставку). Главное отличие постзалогового кредита в том, что банк выдает заемщику сумму, которую тот должен потратить на автомобиль, который может выбрать потом. Машина впоследствии будет передана в залог банку. В таком случае заемщик может рассчитывать на снижение процентной ставки. Если машина так и не будет куплена в установленный срок, ставка остается прежней или вырастает.
«Классический автокредит переводит продавцу деньги за автомобиль как остаток средств после внесения в кассу первого взноса. В кредите же наличными деньги переводятся клиенту, и он самостоятельно покупает машину единой транзакцией или взносами», — объясняет Сергей Литвиненко из Альфа-банка.
В программах с отложенным залогом клиент может получить средства наличными в кассе банка или на карту, объясняет представитель ВТБ. В течение двух месяцев клиент может подобрать подходящую машину. К самой машине в таком продукте требования у банков минимальные, к продавцу — тоже. «Никаких документов, подтверждающих использование средств на покупку машины, предоставлять не нужно. Кредиты выдаются как на новые, так и на подержанные авто», — указывает представитель ВТБ.
Такие кредиты, как правило, распространяются не на все машины — могут встречаться ограничения по возрасту автомобиля, его типу и виду (легковой, коммерческий, грузовой, спецтехника, мототранспорт), а также по стране-производителю, отмечает руководитель направления экспертной аналитики финансового маркетплейса «Банки.ру» Инна Солдатенкова. К примеру, есть игроки, не кредитующие таким образом китайские марки, указывает она.
Банки устанавливают более низкие средние ставки по постзалоговым кредитам, чем по обыкновенным кредитам наличными, следует из условий таких программ и данных аналитиков. Например, ВТБ по программе «Автокредит наличными» предлагает до 10 млн рублей максимум на семь лет с диапазоном базовых ставок 18,6-26,3% и полной стоимостью кредита (ПСК) 16,042-27,439%. «Сбер» предлагает взять кредит по ставке 14% с ПСК 18,235-28,908%. Кредит до 5 млн рублей можно оформить максимум на восемь лет. В то же время в первую неделю июня минимальная ставка по необеспеченным кредитам составляла 20,98%, максимальная достигала 48,84%, а средняя была 31,88%, следует из данных проекта «Финуслуги» Мосбиржи.
По классическим автокредитам ставки сильно зависят от самого автомобиля и тех скидок, на которые готов пойти дилер и автопроизводитель. По прогнозам «Национального рейтингового агентства», в ближайшие месяцы средние ставки будут находиться на уровне около 22% по новым автомобилям и доходить до 37% по подержанным.
Аналитики уверены, что такие продукты находят своего клиента. «На фоне высоких процентных ставок постзалоговые кредиты на покупку автомобилей действительно пользуются все большим спросом со стороны заемщиков», — говорит директор группы рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства НКР Егор Лопатин.
Зачем такие кредиты нужны банкам
Сами банки объясняют появление таких продуктов изменившимся предложением на авторынке. Инструмент удобен тем, что клиент сначала может заручиться поддержкой банка с точки зрения финансирования, а уже потом выбирать автомобиль у того дилера, кто сделает ему самое лучшее предложение, указывает Сергей Широков из «Сбера». «Это может иметь особую ценность сейчас, когда на рынке появилось много новых брендов и покупатель не всегда заранее знает, что он хочет приобрести», — считает он.
Постзалог начал активно использоваться после ухода ряда иностранных производителей и на фоне развития параллельного импорта, говорит Виталий Костюкевич из Абсолют банка. Сейчас на поиск подходящего варианта на вторичном рынке может уйти много времени, а пока покупатель будет получать одобрение по классическому автокредиту, машина может «уйти» — в таких условиях подобный продукт может быть востребован, объясняет Инна Солдатенкова.
В то же время аналитики указывают еще на несколько выгод для банков. Во-первых, в таких программах банки могут быть избавлены от необходимости платить комиссионное вознаграждение за приведенного клиента, отмечает Станислав Сухов.
Во-вторых, выводя на рынок симбиоз кредита наличными и автокредита, они могут, с одной стороны, улучшать результаты в автокредитовании, с другой — пользоваться более мягким регулированием для автокредитования, указывают аналитики. «В случае соблюдения целевого назначения и постановки под залог автомобиля в соответствии с условиями договора такие кредиты должны относиться к сегменту автокредитов и подпадать под надбавки к коэффициентам риска для автокредитов. Однако можно предположить, что отдельные банки могут попытаться воспользоваться лазейками в части суммы кредита и сроков оформления залога для маскировки по факту необеспеченных ссуд. И это уже в плоскости отношения регулятора к подобному арбитражу», — считает Михаил Полухин.
Как на такую практику смотрит ЦБ
Для целей макропруденциальной политики такие кредиты квалифицируются как автокредиты, рассказал Forbes представитель Банка России. «Но если по автокредиту залог автомототранспортного средства не был предоставлен в срок, предусмотренный договором, то к таким кредитам применяются такие же макропруденциальные требования к капиталу, как и к необеспеченным потребительским кредитам», — поясняет он.
С точки зрения ограничения ПСК кредит на покупку автомобиля, где прописано условие о необходимости его оформления в залог, учитывается как автокредит. При этом неважно, будет ли оформлен автомобиль в залог сразу при заключении кредитной сделки или позже. Но если залог авто является опциональным (то есть правом клиента), а не обязанностью, то такой кредит для определения ограничения ПСК признается кредитом наличными, даже если позже автомобиль будет предоставлен в залог, добавляет представитель регулятора.
Банк России обеспокоен ситуацией с автокредитованием. Регулятор уже отмечал ускорение автокредитования в I квартале 2024 года, которое могло быть связано со стремлением заемщиков приобрести машину до введения с 1 апреля 2024 года новых правил ввоза в Россию автомобилей через ЕАЭС. Ускорение автокредитования сопровождалось ростом долговой нагрузки заемщиков. На этом фоне Банк России с 1 июля впервые введет надбавки к коэффициентам по автокредитам.
«Мы понимаем, что ограничение ПСК по автокредитам традиционно ниже (для III квартала 2024-го по новым авто — 25,585%), чем по кредитам наличными (для III квартала 2024-го — 33,523%, для кредитов свыше одного года — более 300 000 рублей)», — отмечает представитель ЦБ. В случае, если регулятор увидит злоупотребления со стороны банков, механизмы влияния на них у Банка России есть. Закон «О потребительском кредите (займе)» дает право совету директоров Банка России устанавливать максимальную долю автокредитов банка, по которым по факту не был предоставлен залог и по которому заемщики фактически платили по более высокой ставке, чем та, что была указана в кредитном договоре. Превышение этой доли повлечет расчет ПСК по автокредитам по максимальной ставке. То есть если банк будет массово «неправильно» предлагать кредиты с льготной ставкой клиентам без ожиданий того, что клиент в реальности принесет залог, то кредитор будет обязан раскрывать заемщику ставку без учета льготы. «Это может охладить спрос на такие продукты. Мы рассмотрим возможность реализации этого ограничения, если выявим систематические недобросовестные практики занижения ставок и неправильной продажи автокредитов», — резюмирует ЦБ.
В то же время аналитики уверены, что постзалоговое кредитование продолжит расти. К таким продуктам будет переходить от классических автокредитов все большее количество банков — особенно те, у кого нет спецпрограмм в сотрудничестве с автопроизводителями или дилерами, прогнозирует Инна Солдатенкова из «Банки.ру». Для заемщиков этот формат более удобен, а банки минимизируют свои риски требованиями к залогу и надбавками к ставке, действующими при несоблюдении каких-либо условий, считает она.
Лидирующие позиции в таких продуктах займут крупные банки, считают собеседники Forbes. «Даже при наличии залога кредиты с низким уровнем первоначального взноса или вообще без него являются более рисковыми (данные риски ограничивает Банк России, вводя надбавки к коэффициентам риска). Банки, которые могут себе позволить дополнительное давление на капитал, могут увеличивать выдачи подобных кредитов», — предполагает младший директор банковских рейтингов НРА Наталия Богомолова.