Проще простить: коллекторы до рекорда увеличили долю долгов, которую готовы списать
Рекордные прощения
Профессиональные коллекторские агентства при досудебном урегулировании с должниками готовы предоставить им дисконт (то есть списать часть долга в обмен на быстрое погашение его остатка) — в среднем на 56% от всей суммы долга, следует из данных Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), с которыми ознакомился Forbes. Это рекордная доля, которую коллекторы готовы простить должникам, за всю историю наблюдений, отмечает пресс-служба ассоциации. Еще годом ранее речь шла о дисконте примерно на 45% от долга. Средняя сумма долга, с которой работают коллекторы в досудебном порядке, по данным НАПКА, в первой половине 2024 года составила 154 000 рублей, средний размер дисконта, на который они готовы пойти, — 87 000 рублей.
По данным НАПКА, коллекторы и должники все чаще выбирают дисконтирование как способ досудебного урегулирования долга. В первой половине 2024 года эта опция использовалась в 76% случаев урегулирования, а в 2022-м профессиональные коллекторы предлагали клиентам дисконт лишь в 66% кейсов. Доля иных способов досудебного взыскания долга, напротив, уменьшилась. Так, кредитными каникулами в 2024 году урегулируется лишь 19% случаев вместо 24% двумя годами ранее. А на снижение платежа стороны идут в минимальном за всю историю наблюдений количестве случаев: на эту механику приходится сейчас не более 5% кейсов вместо 10% в 2022 году, следует из данных НАПКА.
Профессиональные коллекторы подтверждают, что доля дисконтирования в досудебном урегулировании задолженности у них выросла. «В условиях неопределенности и переменчивой рыночной ситуации коллекторы предпочитают фиксированный доход с дисконтом в настоящем риску более существенных потерь в будущем», — объясняет врио гендиректора коллекторского агентства АБК Евгения Уткина. Кроме того, такая механика стала пользоваться спросом и у должников, указывают собеседники Forbes. «Рост популярности дисконтирования мы связываем со стабилизацией платежеспособности населения, ростом доходов и желанием той части клиентов, которая готова решить вопрос долга досудебно, урегулировать задолженность быстро и с наибольшей для себя выгодой», — считает управляющий директор «Первого клиентского бюро» (ПКБ) Павел Михмель.
В чем причина щедрости
Сами коллекторы говорят, что готовы простить клиенту, согласному на досудебное урегулирование долга, и больше 56%. Например, ПКБ предлагает своим клиентам максимальные дисконты до 70% при единовременном гашении долга, говорит Павел Михмель. Cервис по возврату просроченной задолженности ID Collect (входит в финтех-группу IDF Eurasia) обещает погасить до 70%, а «иногда даже больше», утверждает его гендиректор Александр Васильев. «Размер дисконта, который мы готовы предоставить клиенту, определяет специальная скоринговая модель, учитывающая разные факторы — его платежную историю, доход и другие параметры. Итоговая цифра определяется на основе индивидуальных финансовых и социально-демографических характеристик должника», — указывает он.
Для такой щедрости у коллекторов есть несколько причин. Во-первых, используя дисконтирование, они надеются повысить процент должников, которые соглашаются урегулировать задолженность до суда со вторичным кредитором, и составить конкуренцию «раздолжнителям», обещающим клиентам «полное прощение долгов». Ранее коллекторское агентство «АктивБизнесКонсалт» (АБК, учреждено «Сбером») оценивало, что россияне ежегодно платят «раздолжнителям» по 50 млрд рублей, а средний чек такой услуги достигает 300 000 рублей.
При этом от общего числа должников доля тех, кто готов пойти на досудебное урегулирование, остается невысокой — по подсчетам НАПКА, это не более 10%, причем этот процент стабилен на всем протяжении наблюдений. По мнению Павла Михеля, это может быть связано с «архаичными стереотипами о коллекторах и агрессивной рекламой «раздолжнителей», которые, обещая избавить физическое лицо от долга, только усугубляют непростую финансовую ситуацию».
Во-вторых, предлагая дисконтирование неплатящим должникам, коллекторы пытаются снизить и свои собственные затраты, объясняют собеседники Forbes. «Дополнительным фактором является увеличение затрат на обработку цессионных (полученных по уступке прав требования. — Forbes) портфелей, что делает некоторые сделки экономически невыгодными», — рассказывает Евгения Уткина из АБК.
Наконец, прощение части долга выглядит как уступка коллектора должнику и в принципе благосклонно воспринимается последним, объясняют участники рынка. Увеличение доли дисконтирования в общем объеме досудебного урегулирования уже позволило профессиональным коллекторам уменьшать средний срок полного погашения долга. По словам Васильева из ID Collect, срок погашения долга по реструктурированным кредитам сократился на 24% по сравнению с 2023 годом и на 35% по сравнению с 2022-м. В АБК применение дисконтирования также позволило снизить сроки полного возвращения долга. По данным НАПКА, в среднем при использовании досудебного урегулирования клиенты выходят на полное погашение долга в течение трех лет.