Qiwi спрогнозировала убыток в 22,7 млрд рублей из-за сделки по продаже российского бизнеса (АО «Киви») в 2024 году и по той же причине признала обесценение активов на 14,4 млрд рублей в 2023 году. Компания планирует сосредоточиться на бизнесе в ОАЭ и Казахстане и рассчитывает на возобновление торгов акциями на Nasdaq
Qiwi признала убыток в 22,7 млрд рублей из-за сделки по продаже российского бизнеса и обесценение активов на 14,4 млрд рублей. Эти предварительные оценки приводятся в сообщении компании о финансовых итогах 2023 года. Компания включила в убыток от обесценения российских активов оценочную стоимость конкурентных преимуществ (goodwill) — 8,7 млрд рублей, стоимость нематериальных активов — 4 млрд рублей, а также основных средств — 1,6 млрд рублей. Убыток был понесен «в результате продажи российских активов с дисконтом за иностранное владение», отмечается в сообщении.
За 2023 год компания по продолжающейся деятельности увеличила чистую выручку на 87% год к году. Скорректированная чистая прибыль от такой деятельности составила 1,3 млрд рублей «за счет роста чистой выручки, положительного эффекта от курсовых разниц, переоценки активов и восстановления резервов», сообщили в Qiwi. В дальнейшем компания намерена сконцентрировать свои усилия на развитии бизнеса в Казахстане и ОАЭ, на Ближнем Востоке и в Северной Африке (регион MENA), в Юго-Восточной Азии и Евросоюзе.
Компания зарегистрирована на Кипре, ее акции торгуются на Московской бирже и Nasdaq. На площадке в Нью-Йорке операции были заморожены в феврале 2022 года, но листинг остался. Компания представила экспертной группе Nasdaq план по реструктуризации активов, предусматривающий раздел бизнеса, и биржа удовлетворила этот запрос. Компания «стремится сохранить листинг на Nasdaq и планирует обратиться в OFAC, чтобы подтвердить отсутствие каких-либо нарушений со своей стороны», сообщили в Qiwi. Расписки Qiwi на Мосбирже 22 апреля торговались на уровне 191 рубль за бумагу.
В январе Qiwi закрыла сделку по продаже российских активов и разделению бизнеса. Покупателем стала гонконгская Fusion Factor Fintech Limited, принадлежащая прежнему гендиректору компании Андрею Протопопову, который после закрытия сделки покинул этот пост и совет директоров. В рамках сделки в собственность АО «Киви» перешли в том числе Киви Банк, «QIWI Кошелек», Qiwi Business, система денежных переводов Contact и другие сервисы. Международные активы остались у кипрской Qiwi.
ЦБ 21 февраля отозвал лицензию у Киви Банка (89-е место в банковской системе России): по версии регулятора, он был вовлечен в проведение высокорисковых операций и расчетов между физлицами и теневым бизнесом. Киви Банк подал иск к своим владельцам в начале марта. В пресс-службе Арбитражного суда Москвы сообщили Forbes, что банк требует «признать недействительной сделкой договор купли-продажи акций АО «Киви», а также признать недействительной сделкой договор залога и обременения акций в отношении акций АО «Киви».
После того, как ЦБ отозвал лицензию у Киви Банка, организация попала под временное управление Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Пресс-служба АСВ заявила Forbes, что иск к собственникам Киви Банка «подан в интересах кредиторов банка». 29 февраля АСВ начало выплачивать вкладчикам Киви Банка страховое возмещение. По данным агентства на 22 апреля, оно выплатило 93,13% страхового возмещения. Согласно реестру обязательств Киви Банка, сообщало АСВ, общая сумма страхового возмещения — 4,3 млрд рублей. Страховое возмещение выплачивается в 45 регионах России через структурные подразделения банка «Уралсиб».
РБК сообщал со ссылкой на отчет о финансовых результатах АО «Киви», что доля доходов группы от контрактов с Киви Банком составляла свыше 70%. По данным на 21 февраля, на расчетных и специальных банковских счетах группы было заблокировано 9,1 млрд рублей. В компании сообщили, что она имеет деньги в других банках, и их будет достаточно для исполнения текущих обязательств.
Центробанк 14 марта подал иск к Киви Банку в Арбитражный суд Москвы. В апреле суд удовлетворил иск ЦБ и ввел процедуру принудительной ликвидации Киви Банка. АСВ также обратилось в Арбитражный суд Москвы с просьбой обязать Qiwi предоставить агентству текст договора о купле-продаже акций АО «Киви», суд 17 апреля поддержал обращение АСВ и назначил следующее заседание по делу на 2 мая.