Слились и поглотили: кто и почем продает и покупает российские активы
2023 год на рынке M&A оказался даже более ярким, чем предыдущий. Активность в сфере слияний и поглощений по сравнению с предыдущим годом даже выросла — число сделок достигло 228 (рассматривались сделки от 1 млрд рублей, без учета сделок с госучастием и перераспределением долей текущих акционеров) — плюс 2% к 2022 году. На результат в значительной степени повлияло контрсанкционное регулирование: часть сделок, которые планировались в 2022-м, перенеслись на следующий год из-за необходимости получения разрешения от правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.
Это способствовало и перераспределению фокуса рынка. Если годом ранее основной объем сделок составляли продажи бизнесов, связанные с выходом из России зарубежных инвесторов, то в 2023-м их доля в общем количестве сделок несколько сократилась. Чаще, чем год назад, на продажу выставлялись активы российских инвесторов, желающих прекратить свое участие в местном бизнесе и сосредоточиться на деятельности за рубежом. Спрос был обеспечен российскими же покупателями, ищущими способ инвестировать и диверсифицировать капитал внутри России за невозможностью трансграничных вложений.
Спрос на технологии сохраняется
В отраслевом разрезе лидерство в M&A в 2023 году принадлежало сектору технологий, медиа и телекоммуникаций (TMT) — 24% от всех рассматриваемых сделок. Это нельзя назвать неожиданностью: сектор лидирует уже много лет подряд. Однако именно в прошлом году счастливо совпали как ожидания покупателей, так и планы продавцов: наблюдалась синхронизация предложений собственников технологических бизнесов по продаже активов и спроса на них со стороны стратегических и финансовых инвесторов.
Событием в сегменте телеком стала сделка по продаже голландским холдингом Veon мобильного оператора ПАО «Вымпелком» (работает под брендом «билайн») за 130 млрд рублей менеджменту компании. По сравнению с рекордным 2022 годом несколько просели сегменты медиа и интернет/e-commerce. В последнем самой крупной сделкой года стала продажа доли сервиса для поиска работы HeadHunter Group PLC (22,68%). Продавцом выступил фонд Elbrus Capital, покупателем — инвестиционная группа Ивана Таврина Kismet Capital Group. Сумма сделки составила $147,3 млн. Растет как спрос, так и предложение в сегменте b2b услуг: к ним в 2023 году проявляли большой интерес крупные IT-холдинги и экосистемы. Пример — покупка МТС контрольной доли в разработчике телематики для коммерческих автопарков ООО «Проектная среда». Сумма сделки официально не раскрывалась, по данным СМИ, она могла составить порядка 1,5–2 млрд рублей.
Конкуренция за качественные активы в секторе ТМТ остается высокой. Это позволяет собственникам не соглашаться на продажу «за копейки» и сохранять рыночные ценовые притязания. В меньшей степени это касается капиталоемких бизнесов (в основном, в телекоммуникациях): мультипликаторы оценки здесь продолжают снижаться в связи с текущим высоким уровнем ключевой ставки и ограниченным доступом инвесторов к заемным средствам.
К тяжпрому присматриваются долго и покупают дорого
Не менее востребованным в 2023 году оказался и сектор тяжелой промышленности (22% от всех рассмотренных сделок). Впрочем, и годом ранее он стал одним из драйверов роста рынка M&А. Здесь снова свою роль сыграли санкции, вынуждающие международных инвесторов распродавать активы в России. Исход иностранцев продолжился в сегментах машиностроения, автомобилестроения, лесной, целлюлозно-бумажной, химической промышленностях, в транспорте.
Отличительная особенность сделок в отрасли — высокий средний объем транзакции. Это затрудняет реализацию сделок в условиях высокой ставки. При этом российские покупатели на этом фоне крайне аккуратно подходили к выбору объектов для потенциальных инвестиций. Самым активным инвестором в тяжелую промышленность в 2023 году стал технологический холдинг S8 Capital. Так, S8 выкупила производства автомобильных шин у иностранных Continental, Bridgestone и российской Cordiant. Кроме того, группа продолжила свою экспансию в отрасль производства лифтов: в 2022 году она приобрела российские активы американской компании Otis, а в 2023-м — финского Kone.
Сельское хозяйство: рынок «для своих»
Бурный рост второй год подряд показывает сектор сельского хозяйства (14% от всех сделок M&A). Тренд 2023 года здесь — увеличение количества и объема внутрироссийских сделок. Наиболее знаковой из них стала покупка крупнейшего в России производителя подсолнечного масла «Юг Руси» (бренды «Злато», «АведовЪ» «Милора», «100 рецептов», «Раздолье» и др.) московским ООО «Ресурс», которое связывают со структурами экс-главы Минсельхоза Александра Ткачева. Оценочная стоимость сделки — 30-40 млрд рублей.
Сельскохозяйственная отрасль консолидируется, что объясняется необходимостью увеличения эффективности компаний и снижения себестоимости производства. Мы ожидаем, что в этот процесс в ближайшем будущем начнут вовлекаться крупные агропромышленные холдинги, которые пока не были замечены в роли интересантов на рынке слияний и поглощений. Их высокий уровень экспертизы и опыт управления пригодятся при консолидации малоэффективных предприятий, которых на рынке становится все больше.
Цены восстанавливаются
После почти аврального бегства иностранцев из российских активов в 2022 году, уронившего ценник до невероятно низких значений, в 2023-м цены начали восстанавливаться. Средняя оценка сделок росла в течение года и к его концу в среднем достигла мультипликаторов от 5-х EBITDA.
К началу текущего года цены на некоторые активы стали возвращаться к уровням трехлетней давности, однако в среднем в 2021 году потенциальные покупки в России все же оценивали примерно на 25-30% дороже.
Тренды, которые останутся с нами
С большой вероятностью высокая активность в лидирующих секторах сохранится и в 2024 году. В первую очередь потому, что на российском рынке еще остаются значительные объемы активов, принадлежащих иностранным инвесторам, сроки реализации сделок продажи по которым сильно удлинились, в том числе из-за ужесточения антисанкционного регулирования (обязательный дисконт 50% от рыночной стоимости, повышение размера обязательного взноса в федеральный бюджет при продаже до 15% от полной рыночной стоимости актива). Сделка по продаже «Яндекса», одобренная правительственной комиссией в марте 2024 года, тому подтверждение. Кроме того, рынок M&A поддержит сформировавшийся в этих и других отраслях тренд на консолидацию.
По нашему мнению, в 2024 году будут активны сектора частного здравоохранения и фармацевтики, высокой активности на которых не было в прошлом году. На фармацевтическом рынке мы также ожидаем возобновления консолидации в том числе за счет ужесточения конкуренции. Сектор здравоохранения, возможно, подвергнется серьезному перераспределению наряду с активными процессами редомициляции крупнейших игроков.
Новой для российского рынка тенденцией в 2023 году стало значительное расширение участия в слияниях и поглощениях нового типа стратегических инвесторов. Появляются новые имена — Kismet Capital Group, S8 Capital, «Арнест». Эти игроки, скорее всего, продолжат экспансию, причем их интересы будут сосредоточены в тех активах, где возможна синергия с уже имеющимися бизнесами. Однако и к непрофильным бизнесам интерес будет высоким. Это обусловлено ограничениями на движение капитала, его «запертостью» внутри страны. Для российских стратегических инвесторов сделки M&A сейчас — практически единственная возможность роста.
Заметным игроком на рынке M&A в 2023 году стало государство. Так, в госсобственность перешли крупные активы в автомобилестроении — заводы Toyota и Nissan в Санкт-Петербурге, Bosch в Самаре, в энергетике — контроль в «Юнипро» и «Фортуме». Такая тенденция, вероятно, продолжится. Так, 13 марта Минфин заявил о намерении в 2024 году продать госсобственности на 100 млрд рублей, в 100 раз больше, чем запланировано в бюджете, — рост поступлений должна обеспечить продажа компаний, национализированных в 2023-м.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора