К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бизнес предложил таксистам и курьерам самим отчислять деньги на пенсии и пособия

Фото Софьи Сандурской / Агентство «Москва»
Фото Софьи Сандурской / Агентство «Москва»
Цифровые платформы (Wildberries, Ozon, «Яндекс», «СберМаркет» и «Авито») предлагают включить в проект федерального закона «О платформенной занятости» пункт, согласно которому курьеры, сборщики заказов через маркетплейсы, таксисты сами бы делали отчисления на будущую пенсию и пособия, — у платформ должно быть право, но не обязанность их софинансировать, узнал Forbes. Добровольное социальное страхование платформенных занятых — тупиковый путь, подавляющее большинство россиян не склонны добровольно отчислять деньги на будущую пенсию и инвестировать, настаивают в Федерации профсоюзов

Операторы цифровых платформ, на которых работают курьеры, сборщики заказов через маркетплейсы, таксисты и т. д., предлагают, чтобы занятые сами производили отчисления в свою пользу на пенсии, пособия на случай нетрудоспособности и в связи с материнством, медстраховку и страхование от несчастных случаев и болезней. Это следует из предложений, которые Ассоциация цифровых платформ (объединяет Wildberries, Ozon, «Яндекс», «СберМаркет» и «Авито») направила в рабочую группу в Госдуме, которая готовит законопроект «О платформенной занятости». С предложениями Ассоциации ознакомился Forbes.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Феномен платформенной занятости еще не урегулирован в российском законодательстве. Заполнить правовой вакуум должен законопроект «О платформенной занятости», который готовится в Госдуме. В III квартале 2023 года около 2,5 млн человек, или 3,4% всех занятых в России, регулярно выполняли заказы через платформы, подсчитал Росстат. Это больше, чем занято в добыче полезных ископаемых, транспортном машиностроении, металлургии, следует из данных Росстата. НИУ ВШЭ в 2022 году оценил общее число людей, эпизодически и регулярно выполнявших заказы через российские платформы, в 15,5 млн человек. Для 90% из 1300 респондентов Центра стратегических разработок выполнение заказов через агрегаторы стало основным источником дохода, для 79% — единственным.

«Текста законопроекта о платформенной занятости пока нет. Есть наработки, но конкретные формулировки не готовы. Любые документы, которые появляются, — это инициативы отдельных организаций», — пояснил Forbes представитель замглавы «Единой России» Андрея Исаева Артем Вороной. По его словам, совещания по проекту закона продолжатся в течение марта, его текст оформится не раньше апреля.

 

Уязвимая категория

Согласно предложениям Ассоциации цифровых платформ, платформы не обязаны платить страховые взносы за занятых. У платформ есть право, но не обязанность, софинансировать отчисления занятых на будущую пенсию, пособия на случай временной нетрудоспособности и материнства, медицинское страхование, страховку от несчастных случаев и болезней. Платформы могут лишь обеспечить занятым техническую возможность узнать о таких программах и помочь подать заявку, например позволить страховым организациям и негосударственным пенсионным фондам (НПФ) рекламировать свои программы на сайте и в приложении агрегатора. Платформы также могут, но не обязаны, поощрять тех, кто решит добровольно отчислять часть собственных доходов на пенсию, пособия, медстраховку, следует из документа.

Ассоциация цифровых платформ считает важным обеспечивать «гибкость и добровольность страхования платформенных занятых». По ее данным, «общая заинтересованность платформенных занятых в соцгарантиях растет». «Платформы сфокусируются на информировании исполнителей обо всех доступных возможностях добровольного страхования, чтобы упростить их выбор. Также возможны дополнительные стимулы и поощрения от платформ для исполнителей, заинтересованных в добровольных программах», — резюмировали в бизнес-объединении.

Именно вопрос о том, кто должен обеспечивать работникам пенсии, пособия и другие социальные гарантии, стал одним из камней преткновения в дискуссиях о регулировании платформенной занятости. По данным ФНС, большая часть людей, оказывающих услуги посредством платформ, — это самозанятые. Минтруд разработал законопроект о добровольном социальном страховании самозанятых, согласно которому они могут сами отчисляли часть своих доходов на пенсии и пособия. Сейчас он дорабатывается с участием других ведомств и экспертов, сообщили Forbes в министерстве. Федерация независимых профсоюзов (ФНПР), напротив, требовала обеспечить соцзащиту за счет компаний — собственников платформ. «Подход, когда занятым предлагается самим решать, откладывать ли деньги на пенсию, как защитить себя в период болезни и других жизненных неурядиц, со временем приведет к росту социальной напряженности и даже, возможно, к серьезной социально-экономической катастрофе», — предупреждал секретарь ФНПР Олег Соколов.

 

Около 40% самозанятых совмещают подработку в этом качестве с основной работой, оценивала ФНС. Если за сотрудников по трудовым договорам работодатели отчисляет взносы на пенсию, больничные и декретные, обязательное медицинское страхование и страхование от несчастных случаев на производстве, то самозанятые платят только за обязательное медицинское страхование (в ФОМС идет 37% суммы налога). Работа самозанятых не учитывается как трудовой стаж, и если самозанятый никогда не был трудоустроен, он имеет право только на социальную пенсию по старости, которая начинает выплачиваться на пять лет позже выхода на страховую пенсию — с 68 лет для мужчин и с 63 лет для женщин в 2024 году. Пенсия по старости равна прожиточному минимуму — в среднем по России это 13 290 рублей в месяц в 2024 году (может быть ниже или выше в зависимости от региона). Чтобы претендовать на более высокую пенсию, самозанятые могут добровольно перечислять деньги в Социальный фонд или в негосударственный пенсионный фонд, который инвестирует накопления. Однако 87% самозанятых «не верят в пенсию», сообщал результаты опроса исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин.

Минтруд сообщил Forbes, что законопроект находится в стадии обсуждения. «Яндекс» поддерживает предложения, направленные регуляторам и депутатам, ответил представитель компании. «Для нас важно, чтобы будущий закон отвечал потребностям всех интересантов», — сообщил Forbes представитель онлайн-доски объявлений «Авито», которая также участвовала в разработке предложений. Хотя «Авито» не является платформой занятости, «Авито Работа» — один из крупнейших сервисов для массового подбора платформенных специалистов, пояснили в компании.  

Федерация независимых профсоюзов России будет выступать против версии законопроекта с опцией добровольного страхования на площадке рабочей группы в Госдуме, сообщил Forbes секретарь организации Олег Соколов. «Добровольное страхование платформенных занятых — тупиковый путь. Подавляющее большинство россиян не склонны добровольно отчислять деньги на будущую пенсию и инвестировать», — указал он. «Платить страховые взносы за платформенных занятых, по-хорошему, должны главные бенефициары их труда — цифровые платформы, которые могли бы ужаться в прибыли, — считает Соколов. — Иначе будущие пенсии платформенных занятых будут обеспечены за счет других работодателей». В России солидарная пенсионная система — все отчисления идут в «общий котел». 

 

Если обязать платформы оплачивать пенсионное и социальное страхование занятых, это оплатят потребители, ведь услуги неизбежно подорожают. ФНПР оценивает потенциальный рост стоимости услуг в 15%.

«Яндекс» уже бесплатно страхует жизнь и здоровье занятых через свои сервисы. Курьеры застрахованы во время выполнения заказов — они получат компенсацию в случае потери дохода в результате травмы. «В такси страхуются все участники поездок, включая водителей, — рассказал Forbes представитель компании. — Обе страховые программы компенсируют суммы до 2 млн рублей на человека». Водители и курьеры «Яндекса» могут участвовать в добровольных страховых программах от несчастных случаев и для поддержки на случай болезни. «Некоторые страховки сервис компенсирует частично или полностью», — отметил представитель «Яндекса». «СберМаркет» дает курьерам и сборщикам заказов скидку при покупке страховки от несчастных случаев. Wildberries и Ozon не ответили на вопросы Forbes по поводу страхования. Никто из компаний не уточнил, насколько популярны среди исполнителей заказов на их платформах добровольные программы страхования.

«Люди этим пользуются, но в основном им это не очень интересно», — отмечал GR-директор «СберМаркета» Павел Глухов. По его словам, для платформ страховые программы и софинансирование добровольных отчислений занятых — один из способов «удерживать людей». «Срок «жизни» занятого на платформе — не больше трех месяцев: заработать денежки и уйти. Это очень волатильная масса людей — поработали то здесь, то там», — описал он специфику платформенной занятости.  

ГПХ, а не трудовой договор

Бизнес предлагает не считать отношения между платформами и занятыми трудовыми и закреплять их договорами гражданско-правового характера (ГПХ). «Трудовой кодекс не совсем соответствует бизнес-целям, в частности вопросам частичной, временной и другим прогрессивным формам занятости», — отмечала руководитель отдела трудовых отношений и платформенной занятости «Яндекс Такси» Ольга Тянгаева.

Исполнители по договорам ГПХ сами решают, в какое время работать, и не обязаны подчиняться распорядку организации. В то же время ГПХ не гарантирует занятым ежегодный оплачиваемый отпуск, больничные и пособия, компенсации при увольнении, сохранение среднего заработка на время простоя, декретные и сохранение рабочего места во время ухода за ребенком. Компания не обязана доплачивать исполнителям на ГПХ за сверхурочные, работу в выходные и праздники, обеспечивать рабочее место, выдавать компьютер, униформу и инструменты, возмещать собственные расходы работника на выполнение заказа. Банки не всегда готовы выдать кредит или ипотеку работнику на ГПХ или одобряют не такой выгодный процент, как работникам по трудовым договорам. 

 

Роструд может переквалифицировать ГПХ-договоры в трудовые, если сочтет их применение неправомерным. За 2023 год Роструд выдал около 5000 таких предписаний. В частности, если платформа софинансирует страхование занятых, трудовая инспекция «может придраться, что это признак трудовых отношений», считает Павел Глухов из «СберМаркета».  

«У платформенной занятости много признаков трудовых отношений, поэтому ее нельзя однозначно отнести к гражданско-правовой сфере и необходимо специальное регулирование», — отмечает Олег Соколов из Федерации независимых профсоюзов. В международной практике есть случаи, когда суды признавали за занятыми через цифровые платформы те же трудовые права, что и за наемными сотрудниками. В 2021 году Высший суд Британии признал водителей Uber наемными работниками, а не независимыми подрядчиками. В 2022 году суд во Франции оштрафовал компанию Deliveroo за неуплату страховых взносов за курьеров. 

Другие права и обязанности

В будущем законе необходимо закрепить основополагающие трудовые права и гарантии платформенных занятых: минимальный доход, режим труда и отдыха, больничные, систему охраны труда, подчеркивает Олег Соколов. Пока же бизнес предлагает закрепить уже устоявшиеся практики. В частности, право цифровых платформ устанавливать стандарты качества услуг и контролировать, чтобы занятые соблюдали требования, проверять их квалификацию и наличие лицензии, если она требуется, вести рейтинг занятых, штрафовать, снижать вознаграждение или блокировать на платформе за нарушения и даже отказ от выполнения заказа. 

Платформам могут позволить ограничивать сотрудничество самозанятых с их бывшими работодателями, следует из документа в распоряжении Forbes. Это позволило бы сократить лазейки для уклонения бизнеса от налогов и страховых взносов путем маскировки постоянных сотрудников под самозанятых и черного аутстаффинга. Некоторые компании привлекают сотрудников через платформы, тогда как раньше нанимали их в штат по трудовому законодательству. «Мы видели, как у ряда компаний, где было 100-150 сотрудников, через год резко оказалось два-три человека», — приводил пример замглавы контрольного управления ФНС Константин Новоселов. Для борьбы со схемой ФНС отслеживает транзакции самозанятых, периодичность и продолжительность их работы с одним и тем же заказчиком и присваивает категорию риска платформам, которые замешаны в обходе трудового законодательства.

 

Кроме того, в предложениях бизнеса к законопроекту закрепляются такие преимущества платформенной занятости, как свобода в выборе рабочего графика и нагрузки, быстрый вход и доступ к широкой клиентской базе. Он обязывает сообщать занятым о минимальном фиксированном размере вознаграждения, предлагать варианты места и времени для работы, обеспечивать равный доступ к выполнению заказов, предоставлять инструменты и материалы (например, униформу и шлемы для курьеров). Занятые смогут в любое время приостановить работу или отказаться от предложенного платформой заказа без последствий за исключением случаев, когда занятый сам обязался выполнять заказы в определенное время. 

Наконец, предлагается обязать платформы создать канал для приема жалоб от занятых и рассматривать их за 30 дней. Если занятый не согласится с реакцией платформы, он сможет обратиться в Совет цифровых платформ (саморегулируемая организация при Российском союзе промышленников и предпринимателей создана в апреле 2023 года), которая тоже должна будет рассмотреть жалобу за 30 дней, а уже после — в суд.

У «СберМаркета» уже есть горячая линия и конфликт-менеджеры для разбора обращений курьеров и сборщиков заказов. Представитель Wildberries говорит, что «любой из занятых может обратиться с вопросом или жалобой к специалистам выделенной службы поддержки». Для разбора споров между сервисами «Яндекса» и исполнителями есть независимые комитеты водителей и курьеров. Например, они могут рекомендовать компании отменить ограничения для исполнителя, в том числе восстановить доступ к сервису.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+