Бизнес попросил налоговой стабильности на 10-15 лет и пересмотра антикризисных мер
Определенность на 10-15 лет вперед
Бизнес просит государство определить налоговую политику на более длинные сроки — 10-15 лет вперед. «Для нас критически важно понимать на долгосрочный горизонт, что ожидать», — заявил руководитель комитета РСПП по налоговой политике, экс-гендиректор СУЭК Владимир Рашевский на налоговом форуме в рамках Недели российского бизнеса.
Каждый рубль налоговых изъятий приводит к тому, что компании теряют 2-4 рубля инвестиционного потенциала, посетовал Рашевский. «Невозможно рассчитать ни один инвестиционный проект, если исходить из предпосылки, что налоговая система может меняться в течение как срока реализации, так и срока окупаемости проекта», — указал он. После периода относительной стабильности в 2018-2019 годах началась череда изменений, констатировал Рашевский. В частности, в Налоговом кодексе закрепили право властей вводить разовые налоги. «Основной вопрос, который волнует каждого налогоплательщика — насколько эти разовые налоги будут регулярными», — подчеркнул на форуме глава РСПП Александр Шохин.
Минфин уже пообещал бизнесу не продлевать антикризисные налоговые меры и вести более предсказуемую политику в 2024 году. «Но жизнь всегда вносит коррективы, от которых мы точно не застрахованы, — предупредил на форуме директор департамента налоговой политики Минфина Данил Волков. — Сегодня сказать о том, что не поменяется ничего, я на себя смелости не возьму. Хотя в любом случае мы будем к этому стремиться».
По оценке Минфина, фискальная нагрузка на экономику составляет примерно 33% от ВВП. Это уровень, характерный для развитых стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), где в основном все инвестиции в инфраструктуру уже совершены, отметил Рашевский. В Китае уровень налоговой нагрузки — менее 26%, в Индии — около 19%. На этом фоне российские 33%, по его словам, «выглядят многовато», а дискуссия о том, не надо ли ее еще повысить — «пугает».
Пересмотр антикризисных решений
О том, каких мер от государства в налоговой политике ждет бизнес, РСПП написал в письме премьер-министру Михаилу Мишустину. В своем выступлении Рашевский привел основные предложения крупного бизнеса. В частности, бизнес просит скорректировать привязанные к курсу доллара экспортные пошлины, которые ввели с октября 2023 года.
По мнению РСПП, государство не учло ценовую конъюнктуру и реальное финансовое положение компаний. Если перевести размер пошлин в налог на прибыль, то для многих компаний это двукратное, а иногда трехкратное повышение налога, отметил Шохин. Курсовые пошлины изымут у инвестиционно активных отраслей суммы, равные 60% среднегодовых инвестиционных программ, а в некоторых случаях 100%, привел оценку Рашевский. Собственные инвестиционные программы компаний «если и не ставятся на холд, то притормаживаются очень сильно в ожидании благоприятной конъюнктуры», рассказал Шохин. Массового отказа от реализации проектов по соглашениям о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) нет, но Шохин отметил один-два таких случая.
В целом «курсовые» экспортные пошлины затронули 20-25% экспортеров. «В наибольшей степени бизнес напрягает избирательность налоговых изменений. Есть любимые отрасли: нефть, газ, черные и цветные металлы, удобрения, уголь, ряд отраслей-экспортеров. Системно каждый год эти отрасли так или иначе донастраиваются. При этом достаточно большое количество отраслей получают более 50% финансового результата в целом по экономике и по ним никаких изменений не было», — указал Рашевский.
Крупный бизнес также заинтересован в продолжении работы об изменении правил трансфертного ценообразования (ТЦО). С 2024 года государство резко ужесточило контроль за ценами в сделках между взаимозависимыми компаниями. Штрафы выросли с 40% до 100% недоимки. Оплата российским предприятием любых услуг у иностранной зависимой компании по нерыночной цене будет облагаться 15%-ным налогом. РСПП оценил это как скрытое повышение налоговой нагрузки, которое приведет к изъятию сотен миллиардов рублей у экспортеров. Это «особенно больно», когда за рубежом «крайне тяжело работать» из-за ограничения доступа на зарубежные рынки и изменений логистики, отметил Рашевский.
ФНС не согласилась с оценкой РСПП. Для большинства международных компаний практически ничего не изменилось, настаивает замглавы ФНС Юлия Шепелева. ФНС «не приходит с проверкой просто так» и предварительно вступает с компанией в диалог, предлагая самостоятельно доплатить налоги — в этом случае штрафы не взимаются.
Стимул для инвестиций
Несколько мер из предложений крупного бизнеса касаются стимулирования инвестиций. РСПП предлагает дифференцировать ставку налога на прибыль в зависимости от инвестиционной активности компаний. По информации Forbes, президент Владимир Путин поручил правительству проработать эту идею.
В ФНС считают, что снизить ставку налога на прибыль для активно инвестирующих компаний было бы неправильным решением, заявила Юлия Шепелева. Она указывает на правила Pillar 2, которые внедряются в Евросоюзе. Если в отдельных странах, где представлена международная компания, эффективная ставка по налогу на прибыль меньше 15%, то в юрисдикции, где внедрены правила Pillar 2, компания должна будет заплатить сбор, компенсирующий эту разницу. Таким образом, в случае снижения налога на прибыль в России российские компании, которые сохранили трейдеров в ЕС, рискуют столкнуться с налоговыми взысканиями за рубежом. «Я в страшном сне не могу представить, что те льготы, которые дает Россия, будут уплачены в бюджет другой страны», — заявила замглавы ФНС.
Еще одно предложение бизнеса — продлить не менее чем на 10 лет инвестиционные налоговые вычеты (действуют с 2018 по 2027 год) и действие региональных инвестиционных проектов (истекают после 2029 года). Такие меры поддержки инвестиций власти регионов вправе вводить на своих территориях. Минфин готов обсуждать с властями регионов вопрос о продлении льгот. Причем инвестиционные налоговые вычеты, по мнению РСПП, бизнес должен получать напрямую из федерального бюджета, а не от регионов — это избавит компании, которые активно инвестируют, от необходимости договариваться с местными властями. Впрочем, инструмент оказался мало востребован как регионами, так и компаниями и не оказал заметного влияния на прирост инвестиций, констатировала директор департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Инна Дадаян. Решение о прямом получении вычета из федерального бюджета пока не принято.
РСПП также предлагает расширить набор стабилизационных оговорок в рамках СЗПК и специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Сейчас они не распространяются на НДПИ, экспортные пошлины и появление новых налогов из-за которых инвестиционный проект может стать невыгодным. Минфин считает необходимым сначала проанализировать, выполняют ли льготы для инвесторов свои задачи. Государство недополучает налоговые доходы, «но если отдача в виде роста инвестиций, численности занятых в экономике, роста зарплат не достигается, наверно, в этом случае это требует каких-то корректировок», — отметил Данил Волков из Минфина.
Для компаний с «задвоением» юридической сущности РСПП просит сохранить право на инвестиционные льготы. После ужесточения санкций многие российские компании перевели свои зарубежные структуры в Россию, но регистраторы в «недружественных» странах не исключают их из корпоративных реестров. После внесения всех «недружественных» стран в список офшоров, у отдельных инвесторов возникли сложности с доступом к господдержке, включая СПИК, рассказал Шохин.
Карательные пени
Еще один блок предложений бизнеса посвящен применению различных штрафных санкций. В частности, РСПП предлагает составить понятный набор критериев, по которым имущество будут относить к движимому или недвижимому. С 2019 года все движимое имущество освободили от налога. Однако бизнес беспокоит переквалификация ключевых видов промышленного оборудования в объекты недвижимого имущества. В конце 2023 года более 70 предприятий электроэнергетики получили требования от налоговых органов самостоятельно переквалифицировать движимое имущество в недвижимое и доплатить налог под угрозой налоговых проверок, привел пример Шохин. Хотя Верховный суд закрепил правила разграничения движимого и недвижимого имущества, налоговые органы сформировали в судах отрицательную для бизнеса практику, и ретроактивно применяют ее к прошлым налоговым периодам и отдельным отраслям, констатировал глава РСПП.
Еще одно предложение — снизить предельный размер пени за неуплату налогов до 15% от суммы просрочки. Пени начисляются за каждый день просрочки и зависят от ключевой ставки ЦБ. В условиях высокой ставки пени приобрели «карательный характер». «Ставка пени по налогам составляет под 40%, а с учетом глубины проверки, в три года сумма доначисленной пени может превысить сумму неуплаченного налога», — объяснил Шохин.