Бизнесу пообещали предсказуемость
Период антикризисного налогового регулирования в России завершается, продлевать антикризисные налоговые меры не планируется, заверил статс-секретарь — замминистра финансов Алексей Сазанов на встрече с бизнесом на площадке Kept.
По словам замминистра, если в 2021–2023 годах налоговая политика выстраивалась исходя из необходимости отвечать на внешние вызовы, то сейчас, по мере адаптации экономики и бюджетной политики к внешним шокам, есть возможность перейти к системному выстраиванию более предсказуемой налоговой политики на среднесрочную и долгосрочную перспективы. «Об этом нас всегда просит бизнес, и органы государственной власти также в этом заинтересованы. Минфин готов к конструктивному диалогу с бизнесом по донастройке налоговой системы», — подчеркнул Сазанов.
Прошедший 2023 год запомнился масштабными и часто неожиданными для бизнеса налоговыми изменениями. В начале 2023 года дефицит бюджета существенно превышал запланированный уровень, что вынудило правительство принять фискальные меры. У крупных компаний, чья прибыль по итогу 2021–2022 годов в среднем была выше 1 млрд рублей, изъяли 318,8 млрд рублей по новому налогу на сверхприбыль. Бизнес волнует, был ли этот налог действительно разовым и стоит ли ожидать подобных изъятий в будущем. Кроме того, с 1 октября правительство неожиданно обложило экспортными пошлинами практически весь экспорт. До конца 2024 года планируется собрать 700 млрд рублей — практически в два раза больше, чем по налогу на сверхприбыль.
Летом президент Владимир Путин частично приостановил соглашения об избежании двойного налогообложения с «недружественными» странами. В результате выросли налоги на реальных иностранных инвесторов, которые еще продолжают работать в России, и де-факто российских компаний со структурами в ЕС. Кроме того, все «недружественные» страны включили в список офшоров. В результате российские компании со структурами на Кипре, в Люксембурге и Нидерландах лишились основных налоговых льгот, а вынужденный «переезд» российского бизнеса из некогда популярных холдинговых стран стал дороже.
В конце 2023 года законодатели успели буквально за две недели обсудить, согласовать и принять масштабные изменения регулирования трансфертного ценообразования. Государство ужесточило контроль за внутрихолдинговыми сделками, опасаясь, что компании могут использовать их для вывода прибыли за рубеж. Реформа по упрощению уплаты налогов — внедрение Единого налогового счета, хотя и не являлась антикризисной мерой, принесла стресс налогоплательщикам. Длительное время у многих отражались некорректные суммы сальдо расчетов с бюджетом, а у регионов и муниципалитетов возникли кассовые разрывы.
В конце 2023 года крупный бизнес предложил повысить ставку налога на прибыль в обмен на новые преференции для инвесторов. Как выяснил ранее Forbes, президент поручил правительству рассмотреть возможность введения разных ставок налога на прибыль в зависимости от объема инвестиций бизнеса.
Как будут стимулировать
Стимулирующая функция налогов, по словам Сазанова, будет реализовываться в основном за счет развития преференциальных режимов. Минфин готов рассматривать продление действия инвестиционного налогового вычета и регионального инвестиционного проекта (РИП). «По режиму РИП есть вопросы относительно целесообразности применения понижающего коэффициента по НДПИ, в остальном режим показал свою эффективность — компании инвестируют в развитие и создают рабочие места», — отметил замминистра.
Инвестиционный налоговый вычет введен с 2018 года и позволяет субъектам компенсировать инвесторам часть затрат, снижая региональную часть налога на прибыль (17% из ставки 20%) на стоимость покупки или модернизации основных средств. Эта льгота завершится после 2027 года, за ее продление, в частности, выступал «Лукойл». Компаниям-участникам региональных инвестиционных проектов до 2029 года разрешено не платить часть налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет (3% из 20%). Применять нулевую ставку и после 1 января 2029 года разрешено только тем, кто реализует инвестпроект на сумму от 300 млрд рублей.
Что с налоговыми соглашениями
Сазанов также отметил, что Минфин предложил ряду стран Персидского залива начать переговоры об изменении соглашений об избежании двойного налогообложения. «Цель доработки текстов соглашений — не допустить, чтобы бизнес использовал иностранные юрисдикции исключительно для применения пониженных налоговых ставок или для уклонения от уплаты налогов, — подчеркнул замминистра. — Соглашения должны способствовать притоку иностранных инвестиций».
По информации Forbes, к пересмотру налоговых соглашений с ближневосточными странами Россию подталкивали Объединенные Арабские Эмираты, которые не согласны на повышение ставок налогов на выплаты из России, если у соседних Катара и Саудовской Аравии останутся более выгодные условия. В соглашениях с Катаром и Саудовской Аравией закреплены ставки 5% на дивиденды для обычного бизнеса и 0% — для государственных компаний и ряда других категорий. Налог на выплату процентов по займам в Катар и Саудовскую Аравию тоже 5%. Ставка на выплату роялти из России в Катар — 0%, в Саудовскую Аравию — 10%. После публикации Forbes замминистра подтвердил «Ведомостям», что Минфин предложил Катару и Саудовской Аравии начать переговоры по пересмотру соглашений. Минфин предлагает стандартную модель соглашения со ставками 10-10-10 (10%-ные ставки налога у источника при выплате дивидендов, процентов и роялти) с исключениями для госорганов, суверенных фондов и госкомпаний.
За время начавшейся в 2022 году кампании пересмотра налоговых соглашений Минфину удалось довести до конца только переговоры с Оманом. Новая редакция договора с Малайзией в высокой стадии готовности, сообщали источники Forbes. Турция не проявила интереса к пересмотру соглашения с Россией.