Индекс потребительских настроений Центробанка в январе обновил исторический максимум
Индекс потребительских настроений, который определяет ЦБ, в январе обновил исторический максимум. Траты домохозяйств оказались аномально высокими для первого месяца, а население особо активно тратилось на развлечения, подарки и еду вне дома. Производители же потребительских товаров в январе снизили свои ожидания и текущие оценки не только выпуска продукции, но и спроса на нее
Индекс потребительских настроений Центробанка за январь прибавил 6,4 пункта (и 6,8 пункта в годовом выражении) и вырос до 108,2 пункта. Это «выше типичной положительной сезонности для первого месяца года», отметил ЦБ в информационно-аналитическом комментарии инфляционных ожиданий и потребительских настроений. Среднее изменение в январе по сравнению с декабрем с 2015 по 2023 год составляло плюс 2,6 пункта. Показатель обновил исторический максимум, пишет «Коммерсантъ».
Проведенные в январе Центробанком опросы компаний показали незначительную коррекцию оценок текущего спроса со стороны производителей потребительских товаров. Спрос остается на исторически максимальном уровне с начала 2014 года. Однако ожидания опрошенных компаний значительно ухудшились как в отношении выпуска, так и спроса, отмечает газета.
В опубликованном 31 января комментарии указывается, что доля респондентов, предпочитавших тратить свободные деньги на покупку дорогостоящих товаров, а не откладывать их, выросла в январе до 30,6% — на 3,5 процентного пункта (п. п.) за месяц и на 2,6 п. п. в годовом выражении. Доля тех, кто предпочитал сберегать, по сравнению с предыдущим месяцем практически не изменилась и составила 51,6% (минус 0,2 п. п. и минус 3,3 п. п. соответственно).
Данные ЦБ подтвердили то, что ранее показали опережающие индикаторы «Ромир» и «Сбера», — в январе частное потребление было аномально высоким для этого месяца. По данным «Сбериндекса», на неделе 22–28 января номинальные расходы держателей карт «Сбера» выросли на 16,1% (реальные — на 8,2%) в годовом выражении. По данным «Ромир» за тот же период, расходы выросли на 25,9%.
После падения в начале января расходы на потребление поднялись на уровень первых двух недель ноября 2023 года. Исследования покупательской уверенности «Ромир», как и динамика трат по «Сбериндексу», показали рост трат потребителей на культуру и развлечения и их частоты. Население активно тратилось на развлечения, подарки и еду вне дома.
Инфляционные ожидания населения России в январе снизились впервые с октября 2023-го, следует из данных «ИнФОМ». Показатель опустился до 12,7% с 14,2% в декабре прошлого года. При этом оценка наблюдаемой инфляции в январе снизилась до 16,3% с 17,0% в прошлом месяце. Таким образом, инфляционные ожидания в январе приблизились к уровню октября 2022 года (12,8%). До этого инфляционные ожидания в России снижались в октябре 2023-го.
Тогда их оценка опустилась до 11,2% по сравнению с 11,7% в сентябре того же года. Позже инфляционные ожидания населения России на год вперед резко выросли на 1 п. п., до 12,2%, в ноябре 2023-го. В декабре того же года инфляционные ожидания выроcли до максимума с марта 2022 года и составили 14,2%.
Число россиян, которые сообщили, что у них есть сбережения, чтобы «продержаться какое-то время» без основного дохода, повысилось с 37% в декабре 2023-го до 38% в январе 2024-го. При этом инфляционные ожидания у той части населения, у которой нет сбережений, снизились сильнее (с 16,3% до 14,1%), чем у той, у которой они есть (с 12,2% до 11,2%).