Коллекторы и банкиры оценили последствия новых ограничений для взыскателей долгов
Коллекторы ожидают передела рынка в случае вступления в силу проекта указа президента о запрете взыскания просроченной задолженности физлиц организациям, среди собственников которых есть представители «недружественных» стран. Такой указ может начать действовать в феврале, а в ближайшее время стоит ожидать большого количества сделок по смене владельцев коллекторских агентств, пишет «Коммерсантъ»
Коллекторы опасаются передела рынка в случае вступления в силу указа о запрете взыскания просроченной задолженности физлиц организациям, среди собственников которых есть представители «недружественных» стран. Он может вступить в силу в феврале, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники среди игроков рынка взыскания. Национальный совет финансового рынка (НСФР) считает, что проблемы возникнут как у дочерних структур иностранных банков, так и у банков, акции которых могут принадлежать нерезидентам.
«Коллекторским агентствам с участием иностранных акционеров ничего не остается, кроме как готовиться продавать бизнес», — сказал один из собеседников газеты на рынке взысканий. По его мнению, в ближайшее время стоит ожидать большого количества сделок по смене собственников коллекторских агентств. Проект указа президента был разработан Минюстом и опубликован в середине января. Под его действие попадут коллекторы, банки, микрофинансовые организации (МФО), говорится в проекте.
НСФР 29 января направил в Минюст заключение на проект, пишет «Коммерсантъ». В письме говорится, что финансовые организации не поддерживают проект в представленной редакции. По словам главы НСФР Андрея Емелина, введение запрета негативно повлияет на рынок потребительского кредитования. «Заемщики-физлица по вопросам просрочки по потребкредитам предпочитают взаимодействовать с кредиторами, а не с коллекторами, поскольку банки традиционно более внимательно относятся к клиентам», — пояснил он.
Принятие указа в нынешнем виде приведет к тому, что кредиторы не смогут общаться с должниками по возврату долга, но именно в результате такого общения они зачастую согласовывают с банками реструктуризацию долга, отметил глава НСФР. Руководитель практики «Санкционное право и комплаенс» адвокатского бюро КИАП Денис Примаков считает, что упомянутое в проекте понятие «участник» более широкое, чем «учредитель», например, в акционерных обществах участники — это все акционеры. Проект указа составлен так, что под его действие попадают не только дочерние организации иностранных банков, такие как ОТП Банк или Райффайзенбанк, но и просто публичные акционерные общества (ПАО), как Сбербанк и ВТБ, добавил юрист.
По мнению Емелина, в случае введения запрета в отношении банков с иностранным участием существенно увеличится нагрузка на суды общей юрисдикции. «Либо банкам придется передавать функцию по возврату всей просроченной задолженности коллекторам на постоянной основе, что приведет к дополнительным расходам для заемщиков», — добавил глава НСФР. Он отнес к возможным последствиям принятия указа «рост просрочки, создание дополнительных резервов, оказывающих давление на капитал, снижение объемов выдачи потребительских кредитов».
В Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) рассказали, что на ранних сроках (до 30 дней) с просроченной задолженностью банки работают самостоятельно, применяя стандартный набор инструментов. Профессиональные коллекторские организации подключаются к взысканию, когда эти инструменты не работают. Агентства имеют технологии и опыт работы с долгами разного уровня сложности, добавили в НАПКА.